Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые с их помощью, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от всего класса. Сущность опережающего обучения Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие ос­ новы темы даются преподавателем до того, как начнется ее изучение по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рас­ смотрении смежной тематики и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережа­ ющее обучение эффективно при изучении темы, трудной для вос­ приятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. Строгого определения и развернутого теоретического обосно­ вания этой технологии в педагогической литературе не существует. В определенной мере ее методологическим основанием могут слу­ жить некоторые положения теории Л.С. Выготского о ведущей роли обучения по отношению к развитию: обучение, опираясь на достиг­ нутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребенка как основную цель. С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы умень­ шить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Педагогические установки учителя: 1. Личный успех ученика. Одним из мощных стимулов учения, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обес­ печивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Труд ребенка не должен быть отупляющим и бессмысленным (В.А. Сухомлинский), иначе он начинает терять веру в свои возмож­ ности. И наоборот, если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. 2. Доброжелательный психолого-педагогический климат на уроке. Являясь общим требованием организации любого обучения, этот 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz