Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

учащихся и их родителей. И подобных приемов у В.Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т.е. про­ водить профилактику, чтобы ее не было. По словам В.Ф. Шаталова, он не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения то, что она позволяет органи­ зовать работу класса так, чтобы у всех все получалось и все добива­ лись успеха. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться. Таким образом, образовательная модель В.Ф. Шаталова пол­ ностью отвечает таким критериям технологичности, как концепту­ альность, системностьиуправляемость. О воспроизводимости данной технологии обучения свидетель­ ствует опыт многих педагогов, использующих ее в преподавании самых разных предметов: не только физики и математики, но и химии, русского языка, истории и даже музыки и мировой худо­ жественной культуры. Что касается такого критерия, как эффективность, то его пока­ зателями могут служить следующие факты: за 40 лет эксперимента В.Ф. Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико-математических и технических наук. 4.8. ПОРТФОЛИО КАК КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Согласно сложившейся методологической традиции системообра­ зующим компонентом деятельности и учителя, и учения в процессе обучения должны выступать цели преподавания и учения. Именно они определяют отбор содержания, выбор методов обучения и усво­ ения ЗУНов, процедуры контроля и оценки получаемых результатов. В настоящее время в связи с введением ЕГЭ сложилась парадок­ сальная и во многом разрушительная тенденция, в соответствии с ко­ торой таким системообразующим компонентом становится конт­ рольно-оценочный блок процесса обучения: именно процедуры, содержание и формы проведения ЕГЭ во многом определяют дея­ тельность учителя на уроке. В определенной мере противостоять этой опасной тенденции может введение портфолио. Федеральный государственный стандарт определяет портфолио как портфель достижений, представляющий собой специально ор­ ганизованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz