Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

лова, нужно рассказать классу и никогда не снижать ранее постав­ ленной оценки. Из опыта работы. Еще не будучи знакомым с работой донецкого учи­ теля, мы в своей практике не раз использовали проверочные работы на «честность»: после окончания работы учитель открывал боковые доски с правильным решением задач, предлагая ребятам самим про­ верить свою работу, исправить допущенные ошибки и самим же по­ ставить себе оценку. И очень часто ученики эту оценку себе занижали! Конечно, при последующей перепроверке учитель исправлял эту «не­ справедливость». Но мотивационный эффект таких проверочных работ оказывался неизменно высоким. В.Ф. Шаталов убежден, что ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий — это надо всегда подчеркивать. Спо­ собов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вари­ антов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно — чувство милосердия. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не «закрыть» новой оценкой, полученной ѵа ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учи­ телю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по прова­ ленному разделу. В.Ф. Шаталов считает, что избавление от страха перед двойкой дает следующие педагогические эффекты: • ученики обретают уверенность, оптимизм; • нет питательной почвы для зависти, эгоизма, нечестности, за­ знайства; • все умеют трудиться на совесть; • отношения между учениками товарищеские, чуткие, предупре­ дительные и заботливые, исключающие грубость и неуважение; • нет деления на лучших и худших, сильных и слабых, актив и пассив; каждый имеет возможность проявить свои лучшие ка­ чества, реализовать свои способности. 7. Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытыеперспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку. 8. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Например, уча­ щиеся на уроке получают от двух минут до двух секунд, чтобы про­ вести взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простой профилактический прием бережет нервы 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz