Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

и соматические ценностные ориентации. Эмоционально -нрав­ ственные и нравственные ценности (чуткость, терпимость, умение сопереживать) занимают в этой иерархии последние места. Кроме перечисленных выше психологических изменений в раз­ витии современного ребенка фиксируется целый ряд морфофизио­ логических изменений, так называемые секулярные тренды. Среди основных обращает на себя внимание такой секулярный тренд, как астенизация. Она выражается в увеличении в популяции людей астенического типа. Процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами: если среди населения старше 50 лет доля асте­ ников составляет только 30—35%, то среди юношей и подростков — уже около 40%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста —около 50%. Другим направлением преобразований в популяции Homo sapiens является замедление скорости биологического развития, включая как пе­ риод первого — предростового скачка, так и сроков полового созре­ вания, — явление, названное децелерацией или ретардацией развития. Отметим, что процесс децелерации характеризуется неравномерностью, заключающейся в том, что он периодически прерывается волнами об­ ратного процесса — ускорения сроков созревания, получившего на­ звание акселерация; последняя вспышка акселерации приходилась на 60-е —начало 70-х гг. XX столетия. В этот период предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5-6 лет, а пубертатный скачок —период по­ лового созревания — у девочек часто приходился на возраст 10,5, а у мальчиков — на 11,5 лет. В наши дни предростовой скачок дети пере­ живают в возрасте 7,5 и даже 8 лет, а пубертатный период в сравнении с 1960—1970-ми годами отодвинулся на 2—2,5 года. Последняя эпохальная тенденция, или секулярный тренд, который можно обнаружить в популяции человека, может быть обозначен как андрогиния. Она заключается в частичном сглаживании половых раз­ личий или полового диморфизма. Интересно отметить, что тен ­ денция к андрогинии сопровождается сменой эстетического идеала, который, в свою очередь, оказывает влияние на моду1. Другая школа Новый ребенок по-прежнему раним. Он доверяет взрослому миру —и остро переживает обман. Но он уже и другой. 1 Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его раз­ вития [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2 0 1 0 . 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz