Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными. Основные принципы составления опорного конспекта по Шата­ лову: • лаконичность (300—400 печатных знаков); • структурность (4 - 5 связок, логических блоков); • смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов); • унификация печатных знаков; • автономность (каждый из 4—5 блоков должен быть самостоя­ тельным); • ассоциативность; • доступность воспроизведению; • цветовая наглядность и образность. 4. Вестиконтроль знанийучащихсяпоэтимблок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему вос­ становить содержание учебного материала. Использовать законо­ мерность повторения контроля. Больше всего забывается инфор­ мации в первые три дня. Поэтому сначала надо контролировать еже­ дневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее и можно проводить отсроченный контроль. 5. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпо­ сылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся. 6. Учет и оценивание знаний в технологии обучения играют не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. В.Ф. Шаталов считает, что оценка — очень тонкий инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угне­ тения личности. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сиг­ налов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем со­ знании и кладет тетрадь в одну из стопок — «5», «4» или «3». Затем оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), открыв альбом с опорными сигналами. Таким об­ разом, оценкаучителядополняется самооценкой. Учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда после урока ученики подходили к ним и просили снизить оценку за ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель. О каждом таком случае, по мнению В.Ф. Шата­ 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz