Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
По каждой теме выбираются 7 -8 так называемых ключевыхзадач, в ходе решения которых учащиеся могут овладеть основными учеб ными навыками. Учитель не должен настаивать на решении как можно большего числа задач из учебника, так как они в основном однотипные. Решение большинства довольно трудных задач даже на математических олимпиадах сводится в конечном итоге к умелому распознаванию небольшогочисла идей, отраженных учителем в клю чевых задачах. Кроме того, система ключевых задач позволяет обос нованно дифференцировать работу учащихся, так как овладение уме нием решать ключевые задачи гарантирует выполнение программных требований к их знаниям и умениям. Учащиеся, интересующиеся ма тематикой, оттолкнувшись от этих задач, свободно переходят к следу ющему качественному этапу работы с математическими задачами. Опыт использования ключевых задач в обучении показывает, что такой подход дает возможность ликвидировать не только перегрузку учащихся (решается меньшее число задач, меньше их задается на дом), но и существенно облегчает труд учителя по планированию уроков, проверке знаний учащихся. Контроль в этой системе осуществляется несколько раз, причем не только при изучении текущей темы, но и при последующем обу чении. Особое значение в технологии Р.Г. Хазанкин придает урокам- консультациям. Планируя такие уроки, учитывается то обсто ятельство, что ученики 4—5 классов в случае затруднений при ре шении математических задач всегда находят к кому обратиться за помощью. В этот период школьного обучения они не стесняются задавать вопросы учителю, родителям, товарищам. Ситуация резко меняется в 6 - 7 классах. Школьники практически перестают обра щаться с вопросами не только к родителям, но и к учителю. Но вовсе не потому что задачи не вызывают у них затруднений, а потому что учитель практически не предоставляет возможность сказать о своих затруднениях и попросить помощи. При этом теряется интерес не только к решению задач, но и к учебе в целом. Цель проведения уроков-консультаций — научить школьника задумываться над проблемой, уяснить — прежде всего, для себя, — какие возникли затруднения при знакомстве с определенной темой; а для разрешения этих затруднений — сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. Но поначалу ученики не по нимают сути консультации и не сразу понимают, как сформулиро вать вопросы, поэтому необходимо на первых порах помогать им. В каждом классе есть ученики, которые могут сформулировать вопросы, но стесняются их произнести в присутствии всего класса. Один из приемов, который позволяет снять эту проблему и который 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz