Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
ухудшение здоровья детей от класса классу во многом обусловлено неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров го ловного мозга. Впервые учебный план, рассчитанный на технологию чередую щихся уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 г. для средней школы открывавшегося Центра комплексного формиро вания личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в ста нице Азовской Краснодарского края. М.П. Щетинин подчеркивал, что очевидное уменьшение коли чества часов на левополушарные предметы приводит к задаче концен трации знаний, или «прессования времени» (термин М.П. Щетинина). Тогда и возникла идея погружения как способа познания. В качестве теоретической основы были взяты учениеодоминантнойдеятельности А.И. Ухтомского, для систематизации знаний — идеиукрупненияди дактических единиц П.М. Эрдниева (он был консультантом экспери мента), для организации коллективной учебной деятельности —эле менты методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева. Погружение впредмет (однопредметное погружение) Данная идея была высказана еще в начале 1920-х гг. П.П. Блон ским. В работе «Трудовая школа» он предложил половину учебного времени отводить на изучение наук, четверть — на искусство, чет верть — на спорт. Поскольку такое чередование уроков позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в те чение всего учебного дня, это дало возможность отказаться от обя зательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся. Пример «Дня погружения» (по М.П. Щетинину). 1-й урок. Повторение вчерашнего материала (при помощи опроса, са мостоятельной работы, решения задач и т.п.) —25 мин. Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы их учебная деятельность была подчинена собственной цели, а не навязана учителем) — 10 мин. 2-й урок. Изложение учителем нового материала крупным блоком с по мощью компактных схем (концептов) —35 мин. Урок художественного цикла (музыка, хореография или изобрази тельное искусство) —35 мин. 3-й урок. Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с эле ментами взаимообучения —35 мин. 4-й урок. Дидактическая игра (соревнование между группами, пере крестный опрос или другие формы учебных игр) — 35 мин. Урок физкультуры —35 мин. 5-й урок. Фронтальная лабораторная работа (без оформления докумен тации) —20 мин. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz