Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

ухудшение здоровья детей от класса классу во многом обусловлено неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров го­ ловного мозга. Впервые учебный план, рассчитанный на технологию чередую­ щихся уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 г. для средней школы открывавшегося Центра комплексного формиро­ вания личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в ста­ нице Азовской Краснодарского края. М.П. Щетинин подчеркивал, что очевидное уменьшение коли­ чества часов на левополушарные предметы приводит к задаче концен­ трации знаний, или «прессования времени» (термин М.П. Щетинина). Тогда и возникла идея погружения как способа познания. В качестве теоретической основы были взяты учениеодоминантнойдеятельности А.И. Ухтомского, для систематизации знаний — идеиукрупненияди­ дактических единиц П.М. Эрдниева (он был консультантом экспери­ мента), для организации коллективной учебной деятельности —эле­ менты методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева. Погружение впредмет (однопредметное погружение) Данная идея была высказана еще в начале 1920-х гг. П.П. Блон­ ским. В работе «Трудовая школа» он предложил половину учебного времени отводить на изучение наук, четверть — на искусство, чет­ верть — на спорт. Поскольку такое чередование уроков позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в те­ чение всего учебного дня, это дало возможность отказаться от обя­ зательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся. Пример «Дня погружения» (по М.П. Щетинину). 1-й урок. Повторение вчерашнего материала (при помощи опроса, са­ мостоятельной работы, решения задач и т.п.) —25 мин. Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы их учебная деятельность была подчинена собственной цели, а не навязана учителем) — 10 мин. 2-й урок. Изложение учителем нового материала крупным блоком с по­ мощью компактных схем (концептов) —35 мин. Урок художественного цикла (музыка, хореография или изобрази­ тельное искусство) —35 мин. 3-й урок. Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с эле­ ментами взаимообучения —35 мин. 4-й урок. Дидактическая игра (соревнование между группами, пере­ крестный опрос или другие формы учебных игр) — 35 мин. Урок физкультуры —35 мин. 5-й урок. Фронтальная лабораторная работа (без оформления докумен­ тации) —20 мин. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz