Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Этот принцип, сформулированный Г.К. Лозановым, можно трак товать следующим образом: принцип «радости и ненапряженное™» в обучении направляет деятельность учителя на снятие барьеров страха и напряженности в состоянии ученика на уроке, что мешает ему проявить себя с лучшей стороны. Эмпирический срез. «Учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше около 26% учащихся 9 и 11 классов. Ходят в школу только по необходимости — 30%. Для 7% учащихся 8-11 классов школа, по их выражениям, — “мука”, “казарма”, “тюрьма” (данные социологи ческих опросов Министерства образования России, а также авторские исследования по Мурманской области). Не хватает сил и времени на выполнение домашних заданий, подго товку к урокам у 27% опрошенных... На один из вопросов анкеты “Что мешает тебе успешно учиться?” 44% опрошенных учеников 8—11 классов ответили: “Перегрузка”. Причем загруженность учеников профильных, углубленных и обычных классов практически не отличалась —разница наблюдалась в соотношении раз личных видов учебной деятельности. При изучении мотивации учебной деятельности выяснилось, что ве дущим мотивом у 58% опрошенных является страх. Опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, провалиться на вступительных экзаменах, оказаться несостоятельным в глазах более успешных това рищей в элитном классе, страх перед родителями, учителем... Собственно познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе свя занные с самореализацией личности, занимали в ответах старшеклас сников от 4 до 12%...» '. Реализация этого принципа (обучение «в состоянии радости, не напряженное™») осуществляется тремя группами средств: • психологическими; • дидактическими; • артистическими. К психологическим средствам P.M. Грановская относит: • торжественность; • авторитет преподавателя и доверие к нему; • успех товарищей по группе; • удобство расположения обучаемых. Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагоги ческое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении 1 Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. — М.: Изд-во МПСИ, 2001. — 256 с. 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz