Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

предлагая учащимся одинаковый его объем, ориентируются на раз­ личные уровни кегоусвоению. Принципиально важна предлагаемая этой технологией система оценивания результатов обучения: положительная оценка должна выставляться за достижение определенного минимальнодостаточного уровня подготовки. Таким образом задается норма. Более высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответ­ ственно оценивается более высоким баллом. Для сравнения: при традиционной системе оценивания нормой, как правило, задается верхняя шкала результатов («пять»), то, что ниже, означает «хуже» и оценивается более низко (принцип вычи­ тания). Очень многие из прошлых учебных программ в разделах «Требования к знаниям и умениям учащихся» были сконструированы именно таким образом. Как отмечалось выше, для эффективной реализации развиваю­ щего обучения содержание образования не может быть ограничено требованиями минимума, так как уровень предъявления содержания должен превышать уровень требований к обязательным результатам обучения. Но при этом нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, эти «ножницы» не должны быть раскрыты очень широко, т.е. уровень предъявления учебной информации не должен быть неоправданно высоким ни по объему, ни по сложности (опасность перегрузок на уровне восприятия и первичного осмысления). Внутренним цензором для учителя выступает знание им структуры знания и его функции, а также умение грамотно вести отбор содержания на уровне раздела, темы или урока. Во-вторых, эти «ножницы» нельзя сводить пол­ ностью, т.е. недопустимо предъявление учебного материала на уровне требований к обязательным результатам обучения. Фактически этими соображениями обосновывается введение двух уровней содержания образования: уровняпредъявленияучебногома­ териала, который должна обеспечить школа интересующемуся, спо­ собному и трудолюбивому ученику, и уровняобязательнойподготовки, которого может достичь каждый. Пространство между уровнем предъявления учебного материала и уровнем требований к обязательным результатам обучения должно быть полем для добровольного восхождения учеником от обязатель­ ного к повышенным уровням, давать возможность постоянного пре­ бывания взонеближайшегоразвития. Так же как и технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации по самому своему замыслу ориентирует обучение в школе и в каждой ее ступени на конечный результат в виде кон­ 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz