Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
предлагая учащимся одинаковый его объем, ориентируются на раз личные уровни кегоусвоению. Принципиально важна предлагаемая этой технологией система оценивания результатов обучения: положительная оценка должна выставляться за достижение определенного минимальнодостаточного уровня подготовки. Таким образом задается норма. Более высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответ ственно оценивается более высоким баллом. Для сравнения: при традиционной системе оценивания нормой, как правило, задается верхняя шкала результатов («пять»), то, что ниже, означает «хуже» и оценивается более низко (принцип вычи тания). Очень многие из прошлых учебных программ в разделах «Требования к знаниям и умениям учащихся» были сконструированы именно таким образом. Как отмечалось выше, для эффективной реализации развиваю щего обучения содержание образования не может быть ограничено требованиями минимума, так как уровень предъявления содержания должен превышать уровень требований к обязательным результатам обучения. Но при этом нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, эти «ножницы» не должны быть раскрыты очень широко, т.е. уровень предъявления учебной информации не должен быть неоправданно высоким ни по объему, ни по сложности (опасность перегрузок на уровне восприятия и первичного осмысления). Внутренним цензором для учителя выступает знание им структуры знания и его функции, а также умение грамотно вести отбор содержания на уровне раздела, темы или урока. Во-вторых, эти «ножницы» нельзя сводить пол ностью, т.е. недопустимо предъявление учебного материала на уровне требований к обязательным результатам обучения. Фактически этими соображениями обосновывается введение двух уровней содержания образования: уровняпредъявленияучебногома териала, который должна обеспечить школа интересующемуся, спо собному и трудолюбивому ученику, и уровняобязательнойподготовки, которого может достичь каждый. Пространство между уровнем предъявления учебного материала и уровнем требований к обязательным результатам обучения должно быть полем для добровольного восхождения учеником от обязатель ного к повышенным уровням, давать возможность постоянного пре бывания взонеближайшегоразвития. Так же как и технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации по самому своему замыслу ориентирует обучение в школе и в каждой ее ступени на конечный результат в виде кон 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz