Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• мягкую (элективную) — кружки, секции, факультативы, студии и др. Дифференциацию в гетерогенных группах (обычный класс) на- іывают внутренней, или уровневой, дифференциацией. Уровневаядифференциация Одной и з форм дифференциации обучения, нашедшей широкое применение в практике отечественной школы, является уровневая дифференциация. Ее основные идеи и принципы реализации были обоснованы в работах В.В. Фирсова, В. М. Монахова, В.А. Орлова, которые рассматривают уровневую дифференциацию как педагоги ческую технологию. Внутренняя, или уровневая, дифференциация — предоставление возможности усвоения учебного сод ерж ания на ра зличных уровнях разнородной группе достаточно большой численностью (классу), подобранной по случайным признакам. Ее можно счи тать в некоторой степени современной модификацией технологии полного усвоения. Не вдаваясь в детали, которые достаточно полно описаны как в специальных монографиях, так и частными методиками, выделим наиболее существенные характеристики этой технологии. Основной тезис: ученикинемогутинедолжныизучатьвсеучебные предметынаодинакововысокомуровне. Круглый отличник и золотой медалист — анахронизмы традиционалистско-консервативной па радигмы дидактики. При сохранении ориентации на возможно более высокий уровень усвоения школьниками содержания образования по всем предметам резко возрастают перегрузкиучащихсяиснижаетсямотивация учения школьников. Принципиальной психофизиологической характеристикой уча щихся 10-15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всего на одинаково высоком уровне становится особенно пагубным. Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и в сочетании с обязательностью обучения в значительной степени обедняет мотивационную сферу учебной деятельности школьников, препятствует самоопределениюв процессе обучения, осознаниюсебя какличности, каксубъекта учебной деятельности. Эта проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением базового уровня содержания образования. Дифферен циация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz