Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, раз личают дифференциацию: • по возрастному составу; • полу; • области интересов; • уровню умственного развития; • личностно-психологическим типам; • уровню здоровья. Следует отметить, что в любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Однако в ряде пе дагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы технологиями дифференциро ванного обучения. Целевые ориентации: • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей (гетерогенные группы); • приспособление обучения к особенностям различных групп уча щихся (гомогенные группы). Следует подчеркнуть, что дифференциация поуровнюумственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней наряду с положительными имеются некоторые отри цательные аспекты: • деление детей по уровню развития не гуманно; • высвечивается социально-экономическое неравенство; • слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, по лучать от них помощь, соревноваться с ними; • перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; • понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возни кает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется ус тановка на фатальность своей слабости; • понижается уровень мотивации учения в слабых группах; • перекомплектование разрушает классные коллективы. По организационному уровню гомогенных групп выделяют диф ференциацию: • жесткую (селективную) — гимназии, лицеи, профильные классы, классы с углубленным изучением предмета, коррекционные классы, классы педагогической поддержки и др.; 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz