Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Вторым ограничением для использования этой технологии может стать профессиональный подход к этапу педагогического целепола гания. в частности к ранжированию целей педагогической деятель ности на уроке. Например, при изучении темы «Происхождение человека» приоритетными целями становятся не познавательные, а развивающие и воспитывающие. Для их достижения существуют иные —метапредметно-ориентированные и личностно-ориентиро- ванные технологии обучения. 2. Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для курса, разделаилибольшойтемы. Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые они должны продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность состоит в том, что они формулируются в виде умений (наблюдаемых действий, поведенческого репертуара), не допуска ющих расширенного или двойного толкования (см. Новая таксо номия Б. Блума). На этой основе разрабатываются или подбираются тесты (проверочные работы) для проверки достижения запланиро ванных целей. 3. Все учебноесодержание разбиваетсянаотдельные учебныееди ницы (в других публикациях различных авторов — учебные эле менты, единицы содержания, малые блоки и т.д.). Основные их осо бенности состоят в том, что они закончены по смыслу (содержа тельная целостность) и н евелики по объему ( 3 - 6 уроков). Психологическое значение этого требования таково: расстояние «стимул — реакция» должно быть по возможности малым. Ученик постоянно должен держать в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять именно на до стижение этого результата, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых является само ус пешное продвижение к намеченной цели. 4. К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал. Диагностические тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются. Ос новное назначение текущих тестов — выявление необходимости коррекционной работы. Коррекционныйдидактическийматериал при меняется при повторном объяснении после анализа диагностических тестов и выяснения, какие именно интеллектуальные операции (за поминание. понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены школьниками. Сюда могут входить готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, фрагменты ви 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz