Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Вторым ограничением для использования этой технологии может стать профессиональный подход к этапу педагогического целепола­ гания. в частности к ранжированию целей педагогической деятель­ ности на уроке. Например, при изучении темы «Происхождение человека» приоритетными целями становятся не познавательные, а развивающие и воспитывающие. Для их достижения существуют иные —метапредметно-ориентированные и личностно-ориентиро- ванные технологии обучения. 2. Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для курса, разделаилибольшойтемы. Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые они должны продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность состоит в том, что они формулируются в виде умений (наблюдаемых действий, поведенческого репертуара), не допуска­ ющих расширенного или двойного толкования (см. Новая таксо­ номия Б. Блума). На этой основе разрабатываются или подбираются тесты (проверочные работы) для проверки достижения запланиро­ ванных целей. 3. Все учебноесодержание разбиваетсянаотдельные учебныееди­ ницы (в других публикациях различных авторов — учебные эле­ менты, единицы содержания, малые блоки и т.д.). Основные их осо­ бенности состоят в том, что они закончены по смыслу (содержа­ тельная целостность) и н евелики по объему ( 3 - 6 уроков). Психологическое значение этого требования таково: расстояние «стимул — реакция» должно быть по возможности малым. Ученик постоянно должен держать в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять именно на до­ стижение этого результата, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых является само ус­ пешное продвижение к намеченной цели. 4. К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал. Диагностические тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются. Ос­ новное назначение текущих тестов — выявление необходимости коррекционной работы. Коррекционныйдидактическийматериал при­ меняется при повторном объяснении после анализа диагностических тестов и выяснения, какие именно интеллектуальные операции (за­ поминание. понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены школьниками. Сюда могут входить готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, фрагменты ви­ 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz