Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Практика показывает, что обучение ведется, как правило, фор­ мально: ученик обязан в соответствии с требованиями программы запомнить и уметь воспроизвести на зачетах, в контрольных работах различные факты и некоторые теоретические положения науки и дальше может их благополучно забыть. Так и остается в памяти большинства школьная биология как нечто о пестиках и тычинках. Да разве только о биологии речь?! В лучшем случае при таком обучении удается реализовать ориен­ тировочную функцию знания, так как она, как правило, в меньшей степени подвергается сомнению при отборе учебного материала для урока, темы или раздела. Эта функция знания призвана давать ори­ ентировочную основу действий для формирования метапредметных и специальных умений. Например, любой учитель химии понимает, что владение такими понятиями, как «моль» и «относительная молярная масса», необхо­ димо для формирования умений вести простейшие химические рас­ четы. Точно так же знание основных закономерностей мейоза (об­ разование половых клеток) в дальнейшем послужит для объяснения закономерностей передачи наследственных свойств от родителей к потомкам, а знания по электротехнике —для грамотного пользо­ вания электроприборами и т.п. И, наконец, следует сказать об оценочной функции знания, ко­ торая определяет формирование у учеников оценочных суждений, мотивов, отношений, убеждений. 4.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ Начнем обзор предметно-ориентированных технологий обучения с технологии, которая в чистом виде никогда в массовой школьной практике не применялась в силу причин, которые будут понятны ниже при ее описании. Но именно она, во-первых, наиболее полно иллюстрирует те подходы и принципы технологизации обучения, а также критерии его технологичности, которые были описаны выше, и, во-вторых, демонстрирует эффективность усвоения школь­ никами знаний и умений, определяемых учебной программой. Эта технология была разработана в 1960-е гг. американскими пси­ хологами Дж. Блоком и J1. Андерсоном. В ее основе лежали идеи, высказанные в свое время Дж. Кэрроллом и Б. Блумом. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе проведено М.В. Клариным. Далее, опираясь на вышеназванные исследования, в формализо­ ванном виде отметим только те основные идеи дидактической сис­ 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz