Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
ваясь о том влиянии, которое оказали на наш выбор школьные уроки физики или биологии. Кстати, учителя-естественника не должно смущать распростра нение в последнее время в школьной среде иных, альтернативных точек зрения на многие мировоззренческие вопросы, так как есть разные пути адаптации в этом мире, чтобы жить в согласии с ним и с самим собой: путь веры и путь знания. И школа призвана не столько дать ученику знания (вспомним, что никому ничего нельзя «дать», тем более, если речь идет о миро воззренческой функции знания), сколько вооружить ученика ком пасом, помогающим идти по пути знания. Этот компас — научный метод. Суть его заключается в следующем. Факты основываются на прямых или косвенных наблюдениях. Все факты, относящиеся к конкретной проблеме, называются данными, которые могут быть качественными или количественными. В результате наблюдений получают так называемый сырой мате риал, на основании которого формулируется гипотеза — основанное на наблюдениях предположение, с помощью которого можно дать убедительное объяснение наблюдаемым явлениям. Гипотеза выпол няет две функции: • объясняет все наблюдаемые явления, относящиеся к данной про блеме; • ведет к предсказанию новых знаний. Новые наблюдения (факты, данные), подтверждающие гипотезу, будут способствовать ее упрочению, тогда как наблюдения, проти воречащие гипотезе, должны привести к ее изменению или даже от казу от нее. Гипотезы можно объективно проверить в серии экспериментов. Наиболее удачная гипотеза становится рабочей гипотезой, и если она способна устоять при попытке ее опровержения и по-прежнему удачно предсказывает ранее необъясненные факты и взаимосвязи, то она становится теорией. Если теорию не способны изменить никакие факты, а встреча ющиеся от нее отклонения регулярны и предсказуемы, то ее можно возвести в ранг закона. Таков путь к постижению истины, предлагаемый наукой. Путь веры принципиально иной: в ней знание не верифицируется, т.е. не проверяется. Более того, сама попытка усомниться в подлин ности рели гио зно го зн ания греховна в своем зародыше. Но каждый человек имеет право на выбор своего пути — научного или религиозного знания, и предназначение школы как светского ин ститута образования — подготовить ученика, вооружив его не 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz