Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
3.11. «НОВЫЕ» ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Кавычки в названии параграфа означают то, что сформулиро ванные ниже принципы обучения в той или иной степени всегда присутствовали в дидактике и в практике работы учителей в разное время (в чем вы могли убедиться при знакомстве с различными кон цепциями и теориями обучения). Но сегодняшняя новая социально-образовательная ситуация и новые ориентиры образования, о которых говорилось во введении («Другой мир. Другой ребенок. Другая школа»), породили потреб ность в их пересмотре и осмыслении. Рассмотренные выше педагогические концепции и теории по зволяют сформулировать следующие актуальные принципы обу чения: 1. Принцип внутренней мотивации. Любому акту обучения должен предшествовать акт выращивания потребности и внутреннего мотива к достижению целей обучения. Это означает, в частности, недопустимость никаких видов педаго гического насилия, т.е. таких педагогических воздействий, которые замешаны на страхе ученика перед возможными негативными по следствиями его учебной деятельности. 2. Принцип деятельности. Основной вывод психолого-педагоги- ческих исследований последних лет заключается в том, что форми рование личности ученика и продвижение его в развитии осуще ствляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в про цессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. 3. Принцип целостного представления о мире. В процессе изучения различных школьных предметов (и естественнонаучных, и гумани тарных) у ребенка должно быть сформировано обобщенное, це лостное представление о мире (природе —обществе —самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания. Формирование единой научной картины мира тесно связано, а по сути, является необходимыми предпосылкой и основанием для ре шения другой более важной задачи —развитие личностного эмоцио нально-ценностного отношения к миру. Именно оно предопределяет устойчивую жизненную позицию личности, осознанный выбор жиз ненного сценария и модели поведения. 4. Принцип сохранения целостности образовательного пространства. Этот принцип подразумевает, во-первых, сохранение суверенитета 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz