Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Компетентностный подход, не меняя кардинально содержания школьного образования, требует иной организации учебного про цесса в школе. Эти изменения касаются: 1) представлений о результатах обучения: предметные, метапред- метные, личностные и социальные эффекты образования; 2) условий обучения: создания ситуаций, способствующих ста новлению ключевых компетентностей (возникновение потребности, ощущение нужды, заставляющей действовать, поиск необходимых средств для решения возникшей проблемы, учет возможных послед ствий); 3) форм организации обучения: обучение как исследование в есте ственных науках, создание собственных произведений (текстов), адре сованных аудитории —в гуманитарных, проектирование средств регу лирования человеческих отношений — в общественных дисциплинах. Для этого в традиционный урок можно включать элементы таких тех нологий, как проектное обучение, педагогическая мастерская, коллек тивная мыследеятельностъ, мозговой штурм, рефлексивное обучение, эвристическое обучение, обучение как исследование и т.п.; 4) основное изменение касается самого характера обучения-пе рехода на так называемый задачный подход. Если компетентность понимать как готовность к решению задач (профессиональных, об разовательных, бытовых и др.), то, очевидно, формирование компе тентности не может проходить никак иначе, нежели решение раз личных задач — квазипрофессиональных (если речь идет о профес сиональном образовании) или иных жизненных задач, как правило, интегрированного характера. Цель и результат решения таких задач «состоят в изменении са мого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект»1. При решении задачи используется различный жизненный до- учебный опыт ученика. Эта задача может решаться разными спосо бами: если один ученик решил задачу сам, другой у него списал, а третий залез в интернет и нашел готовое решение — каждый проде монстрировал свой уровень компетентности в решении конкретной задачи. Другая важная особенность задачи в компетентностном подходе состоит в том, что она подразумевает последующую рефлексию из менений, которые произошли с субъектом во время ее решения (ос воил новый способ действия, продуктивный или непродуктивный). 1 Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. —2-е изд. —М.: ВЛАДОС, 1999. 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz