Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Компетентностный подход, не меняя кардинально содержания школьного образования, требует иной организации учебного про­ цесса в школе. Эти изменения касаются: 1) представлений о результатах обучения: предметные, метапред- метные, личностные и социальные эффекты образования; 2) условий обучения: создания ситуаций, способствующих ста­ новлению ключевых компетентностей (возникновение потребности, ощущение нужды, заставляющей действовать, поиск необходимых средств для решения возникшей проблемы, учет возможных послед­ ствий); 3) форм организации обучения: обучение как исследование в есте­ ственных науках, создание собственных произведений (текстов), адре­ сованных аудитории —в гуманитарных, проектирование средств регу­ лирования человеческих отношений — в общественных дисциплинах. Для этого в традиционный урок можно включать элементы таких тех­ нологий, как проектное обучение, педагогическая мастерская, коллек­ тивная мыследеятельностъ, мозговой штурм, рефлексивное обучение, эвристическое обучение, обучение как исследование и т.п.; 4) основное изменение касается самого характера обучения-пе­ рехода на так называемый задачный подход. Если компетентность понимать как готовность к решению задач (профессиональных, об­ разовательных, бытовых и др.), то, очевидно, формирование компе­ тентности не может проходить никак иначе, нежели решение раз­ личных задач — квазипрофессиональных (если речь идет о профес­ сиональном образовании) или иных жизненных задач, как правило, интегрированного характера. Цель и результат решения таких задач «состоят в изменении са­ мого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект»1. При решении задачи используется различный жизненный до- учебный опыт ученика. Эта задача может решаться разными спосо­ бами: если один ученик решил задачу сам, другой у него списал, а третий залез в интернет и нашел готовое решение — каждый проде­ монстрировал свой уровень компетентности в решении конкретной задачи. Другая важная особенность задачи в компетентностном подходе состоит в том, что она подразумевает последующую рефлексию из­ менений, которые произошли с субъектом во время ее решения (ос­ воил новый способ действия, продуктивный или непродуктивный). 1 Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. —2-е изд. —М.: ВЛАДОС, 1999. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz