Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

В современных условиях информационного бума и недобросо­ вестности многих поставщиков такой информации (в частности, рекламной или псевдонаучной) в состав информационной компе­ тентности входит умение критическианализировать получаемую ин­ формацию на предмет ее достоверности. «Где напечатано и кем подписано?» —таким вопросом встречает учитель восторженный рассказ ученика о каком-нибудь очередном «чуде», описанном в популярном издании. И неважно, о чем идет речь: о полтергейсте, снежном человеке или модном эффективном лекарстве от всех болезней — «Где напечатано и кем подписано!». Учитель объясняет, что серьезная информация —та, которой можно доверять, может быть размещена только в научном издании и под­ писана настоящим ученым, а не журналистом, который может по неграмотности или специально исказить его слова. Познавательная компетентность — понимание необходимости и готовность учиться и переучиваться всю жизнь. Необходимо, начиная с основной школы, осторожно внушать ребятам простую мысль: время, когда можно было получить образо­ вание «один раз и на всю жизнь», — это время прошло. Ситуация в науке и на рынке труда меняется столь стремительно, что знания, полученные однажды, могут устаревать раньше, чем они ими смогут вое пол ьзоваться. И здесь параллельно надо доходчиво объяснять и показывать на убедительных примерах, что человек, получающий не только при­ кладную, но и фундаментальную подготовку, в развитии этой ком­ петентности обладает известными преимуществами. Все это относится к такой составляющей компетентности, как установкиимотивы деятельности. Что же касается другой ее состав­ ляющей — готовности к выполнению этой деятельности, то она самым тесным образом связана с развитием организационно-прак­ тических, интеллектуальных исследовательских и рефлексивных способностей — это так называемые метапредметные результаты школьного обучения. Проблема большинства первокурсников — в несформирован- ности именно таких умений: последние два года в школе были по­ трачены на достижение предметных результатов. В результате в вуз они поступили, а учиться в нем, т.е. самостоятельно планировать, организовывать, контролировать, оценивать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, не могут. Десять лет за них это делали учителя и родители. Что меняется вобучении, ориентированномнаформирование ком­ петентностей? 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz