Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

демик Б.С. Гершунский писал, что XX в. — это век «резкогоусиления напряженности в человеческих отношениях из-за трудно преодолимой ментальной несовместимости людей и человеческих сообществ, не го ­ воря уж е о позорных для человечества ф а кт а х геноцида, реанимации фашизма ...»''. В традиционном «зуновском» подходе школьники знакомятся с этими отличиями, осваивая содержание соответствующих учебных дисциплин (биология, история, география, иностранный язык и др.), и результатом такого обучения является усвоение этих знаний на уровне понимания (предметные результаты обучения). Эмпирический срез. Из дневника учителя (1987 г.). Веду урок химии в восьмом классе. Класс как класс, ребята в основном вполне вменяемые: и слово учительское слышат, и на добрые дела охотно откликаются. Одна беда —не дружные, нет коллектива, каждый сам по себе И есть в этом классе один мерзкий парень, гроза микрорайона. Многое уже за ним числилось: драки, воровство, выбивание денег из тех, кто слабее Рядом с ним постоянно трое-четверо верных оруженосцев, ютовых по первому его слову наказать любого, на кого он укажет. Вот они-го и верховодят в этом классе. Ситуация, к сожалению, знакомая, если не сказать типичная. Так вот. идет урок, объясняю новый материал и вдруг в обычной рабочей тишине класса, чувствую, возникает какое-то напряжение... Пытаюсь по лицам понять, что происходит, они в ответ глазами показывают мне на парня, сидящего за первой партой. Тот, ничего не подозревая, что-то пишет в тетради, а и ним на второй парте сидит наш «герой». Поймал мой взгляд, изобразил на лице саму невинность. Подхожу к ним и вижу, что у сидящего впереди под воротником пиджака прицеплена бумажка: «Еврей». ...Снимаю записку и канцелярской скрепкой прикрепляю к лацкану своего пиджака. Вответ на изумленные взгляды объясняю: «Я —тоже». Продолжаю объяснять новый материал. Тишина мертвая. Врагу не по­ желаю такой тишины. Мерзкое ощущение недосказанности и недоде­ ланности. Да и не слушают они меня, а на бумажку смотрят. Еле-еле ютащил урок до звонка. На большой перемене стоим в учительской с учителем физкультуры, что-то обсуждаем, вбегает классная руководительница этого класса с криком: «На стадионе драка!» Над тем. как мы с физруком выскочили из учительской, как мчались по лестницам, перепрыгивая через три ступеньки, потом долго потеша­ лась школа, но все-таки успели. Еще чуть-чуть, и этому «борцу за чистоту расы» пришлось бы совсем плохо. Его с приятелями метелил практи­ чески весь класс. Прорвало, наконец-то. Что самое поразительное, этот случай стал отправной точкой для спло­ чения ребят. Через два года, на выпускном, учителя отмечали этот класс как самый дружный. Гершунский Ь.С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. —М.: Изд-во МПСИ. 1998. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz