Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Что такое компетентность и компетенция Когда необходимо принять на работу нового учителя, нас не очень интересует, какая отметка у него была на втором курсе по дидактике или на четвертом по возрастной психологии. Важно, как этот учитель умеет работать с детьми и родителями, как планирует и проводит уроки, как умеет разрешать возникающие непростые педагогические ситуации и организовать жизнь детского коллек тива. И цвет диплома здесь ничего не скажет, кроме того, что этот человек хорошо учился в вузе. Когда первокурсник начинает свою учебу в университете, то часто оказывается, что, несмотря на прекрасные знания, полученные в школе, он не может выполнять новую реальную задачу, которую поставила перед ним жизнь: планировать, организовывать, контро лировать и оценивать свою деятельность в вузе. И часто вылетает в первую сессию, потому что школа не научила его главному: учиться самостоятельно, т.е. у него не была сформирована познавательная компетентность. И в том и другом и в третьем случае, когда перед нами встает какая-то реальная жизненная задача, решая ее, мы проявляем соб ственную компетентность или ищем компетентного человека, ко торый может ее решить. Как правило, под компетенцией понимают характеристику (опи сание) должности — тот круг задач (полномочий), которые должен решать человек, претендующий на это место. Компетентностями же принято называть интегративную характе ристику личности человека (работника), описывающую его готов ность решать реальные задачи, которые ставит перед ним професси ональная, учебно-познавательная или иная деятельность. Можно сказать, что компетенция — это характеристика места, а компетент ность —характеристика лица. В чем суть компетентностного подхода Компетентностный подход в школьном образовании противо стоит следующим явлениям: 1 . Академической успешности как цели обучения, которая не всегда коррелирует с готовностью решать задачи, которые поставит перед выпускником жизнь — познавательными, профессиональными или бытовыми. 2. Традиционному предметно-дисциплинарному репродуктивному обучению, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации). 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz