Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Концентрированное обучение — особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся со­ средоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. В школьной практике концентрированное обучение больше из­ вестно как «метод погружения». Наиболее часто данный метод ис­ пользуется в обучении иностранным языкам. Этот метод базируется на разработках известного болгарского психолога Г. Лозанова. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. при работе с учащимися им был использован метод внушения, или суггестии (англ. suggestion). Под педагогическим внушением понимается такое словесное воз­ действие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности. Внушающее воздействие может быть воспринято учащимися с различной степенью осознанности. Не всегда внушение восприни­ мается совершенно бесконтрольно со стороны сознания, но в целом для внушения характерно притупление самоотчета, снижение критич­ ности сознания. В отличие от убеждения, которое является аргументированным средством воздействия, педагогическое внушение проводится при сниженном уровне аргументации. Акт внушения основан на таком качестве психики, как внушае­ мость (суггестивность). В самом общем виде внушаемость есть спо­ собность человека воспринимать внушение. Если суггестия —способ воздействия, то суггестивность — степень восприимчивости к вну­ шению. Внушаемость — нормальное свойство высшей нервной деятель­ ности, в разной степени присущее всем людям. Суггестивность за­ висит от возраста, пола, интеллекта, состояния здоровья и других факторов. Она может колебаться в зависимости от вида внушений и авторитетности того лица, которое проводит внушение. Внушае­ мость как проявление индивидуальности не безусловна, а условна; не стабильна, а динамична. Особенно значима роль внушения в системе воспитания подрас­ тающего поколения, так как дети, в силу своих возрастных особен­ ностей, чрезвычайно внушаемы. Суггестология —это наука об освобождении скрытых возможностей человека. На основе суггестологии разработаны методы изучения иностранных языков, использующие эффект сверхзапоминания, 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz