Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Предлагаемые объяснения: «лоскутное», «пипеточное» предостав ление ученикам учебного содержания. В соответствии с классно урочной системой организации обучения содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относи тельно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, па раграфы. Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 мин. В день преподают по 3—6 разнородных дис циплин, в неделю — 8-11. Усвоение учебной дисциплины при такой организации обучения растягивается на длительное время. Иногда предметы, рассчитанные на 34 ч, изучаются в течение целого учебного года —уроки по ним вклю чаются в расписание не более одного раза в неделю. Такая организация обучения приводит к «пипеточному» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что она противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии инфор мация до следующего урока большей частью забывается. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остано виться на чем-то, задуматься над заинтересовавшим вопросом, пред метом. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в течение дня каждый следующий урок как бы сти рает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый новый урок — это новый мир, который требует иной настройки и иных спо собов деятельности. Такая частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, пе дагогов приводит в итоге к тому, что школа ежечасно, неустанно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повы шенной нервозности, быстрой утомляемости, раздражительности, низкой эффективности учебного труда. Именно в подобной организации учебного процесса видел выда ющийся мыслитель России В.В. Розанов «никому не приходивший на ум корень опустошительного действия школы». Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его вос приятия. Возможное решение: переход к такой системе организации обу чения, которая бы максимально сближала учебный процесс с психо логическими особенностями усвоения знаний — восприятие, осмыс ление, запоминание, воспроизведение, применение. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz