Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Предлагаемые объяснения: «лоскутное», «пипеточное» предостав­ ление ученикам учебного содержания. В соответствии с классно­ урочной системой организации обучения содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относи­ тельно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, па­ раграфы. Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 мин. В день преподают по 3—6 разнородных дис­ циплин, в неделю — 8-11. Усвоение учебной дисциплины при такой организации обучения растягивается на длительное время. Иногда предметы, рассчитанные на 34 ч, изучаются в течение целого учебного года —уроки по ним вклю­ чаются в расписание не более одного раза в неделю. Такая организация обучения приводит к «пипеточному» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что она противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии инфор­ мация до следующего урока большей частью забывается. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остано­ виться на чем-то, задуматься над заинтересовавшим вопросом, пред­ метом. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в течение дня каждый следующий урок как бы сти­ рает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый новый урок — это новый мир, который требует иной настройки и иных спо­ собов деятельности. Такая частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, пе­ дагогов приводит в итоге к тому, что школа ежечасно, неустанно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повы­ шенной нервозности, быстрой утомляемости, раздражительности, низкой эффективности учебного труда. Именно в подобной организации учебного процесса видел выда­ ющийся мыслитель России В.В. Розанов «никому не приходивший на ум корень опустошительного действия школы». Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его вос­ приятия. Возможное решение: переход к такой системе организации обу­ чения, которая бы максимально сближала учебный процесс с психо­ логическими особенностями усвоения знаний — восприятие, осмыс­ ление, запоминание, воспроизведение, применение. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz