Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

ности влияния среды на социализацию подростка никакие соци­ альные, политические и экономические преобразования в стране, никакие решения Государственной думы, никакие указы президента отменить не могут, как нельзя отменить закон всемирного тяготения.»1 В оценках влияния массовой культуры на общественное сознание в специальной литературе присутствуют две точки зрения. Одна, как уже говорилось, — негативная — подчеркивает: • пассивное восприятие действительности, так как предлагает го­ товые ответы на то, что происходит в социокультурном про­ странстве вокруг индивида; • изменение системы ценностей, когда стремление к заниматель­ ности и развлекательности становится доминирующим; • ориентацию не на реальные образы, а имиджи, воздействующие на бессознательную сферу человеческой психики. Массовая культура по своей сути является псевдокультурой, так как в отличие от истинной (т.е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует духовной эволюции человека. Если при­ звание и назначение истинной культуры — облагораживание и со­ вершенствование человека, то массовая культура исполняет об ­ ратные функции —она реанимирует низшие аспекты сознания и ин­ стинкты , которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности. Существует и иная, оптимистическая точка зрения на влияние массовой культуры на общественное сознание. Она заключается в том, что массовая культура, во-первых, способствует более тесному взаимодействию между членами общества, а во-вторых, дает возмож­ ность широкой аудитории опосредованно подойти к знакомству с произведениями традиционной культуры. Однозначно определить преимущество той или иной точки зрения одной из этих сторон невозможно, хотя сегодня становятся все более очевидными разрушительные для личности и общества псевдоценности массовой культуры. Поэтому, говоря о воспитании будущего поколения, необходимо ясно осознавать задачи, которые стоят перед культурным сообществом: • трансформация массовой культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эс­ тетически совершенными образами; 1 Левитес Д. Г. Опомнитесь! Открытое письмо учителя руководителям отече­ ственного телевидения [Текст] / Д.Г. Левитес. —М.: Изд-во МПСИ, 2006. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz