Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
с тем, что они внушают ребятам» (А.А. Дубровский). Установка на открытое общение требует, чтобы педагог не играл свою роль, а всегда оставался самим собой. В этом случае он дает возможность учащимся понять, принять и полюбить себя таким, какой он есть. В свою очередь, доверительное отношение учащихся к педагогу есть условие его личностного роста и совершенствования. Родоначальником педагогики сотрудничества можно по праву считать С.Л. Соловейчика. В свое время он опубликовал несколько статей, в которых смог донести иной взгляд на проблему обучения и воспитания. Автор идеи считал, что современная педагогика должна объединять разносторонние подходы, но при этом придер живаться одного главного принципа — гуманизма. Идею поддержали такие именитые педагоги, как Ш. Амонашвили, В. Шаталов и С. Лы сенкова. 18 октября 1986 г. прошла первая встреча педагогов-нова- торов, где были сформулированы основные тезисы педагогики со трудничества. Основной идеей данного направления было учение без принуж дения. Личностная мотивация школьника носила определяющий ха рактер всего обучения, лишь естественный интерес мог стать основой успешного обучения. Чтобы привлечь учащихся к активной работе на уроках, педагоги стремились создать творческую атмосферу на каждом занятии. Ребенок, который превращался из объекта в субъект обу чения, мог познавать новую информацию через собственные дей ствия. Немаловажную роль играла идея обучения ребенка в зоне его ближайшего развития. Учитывался потенциал детей, который может быть реализован с помощью непосредственной работы школьника с педагогом. При этом учителям необходимо было обеспечить для уча щихся высокую степень уверенности в возможности достижения успеха. Демократический стиль общения и равное отношение создавали от личные условия для организации взаимопомощи. Методы педагогики сотрудничества направлены в основном на раз витие творческого мышления. Чаще всего педагогами применялись эвристические беседы. Учитель не давал обучающимся готовых знаний, школьники приходили к новой информации самостоя тельно, находя ответы на заданные вопросы. Особую роль в обу чении играли творческие задания и самостоятельная работа уча щихся. Только в ходе активного применения знаний на практике школьник мог раскрыть имеющийся потенциал. Оценочная деятельность в обучении строилась как на объективном мнении учителя, так и на самокритике обучаемого. Широко приме нялся самоконтроль и самоанализ достижений школьников. Высокий 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz