Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

с тем, что они внушают ребятам» (А.А. Дубровский). Установка на открытое общение требует, чтобы педагог не играл свою роль, а всегда оставался самим собой. В этом случае он дает возможность учащимся понять, принять и полюбить себя таким, какой он есть. В свою очередь, доверительное отношение учащихся к педагогу есть условие его личностного роста и совершенствования. Родоначальником педагогики сотрудничества можно по праву считать С.Л. Соловейчика. В свое время он опубликовал несколько статей, в которых смог донести иной взгляд на проблему обучения и воспитания. Автор идеи считал, что современная педагогика должна объединять разносторонние подходы, но при этом придер­ живаться одного главного принципа — гуманизма. Идею поддержали такие именитые педагоги, как Ш. Амонашвили, В. Шаталов и С. Лы­ сенкова. 18 октября 1986 г. прошла первая встреча педагогов-нова- торов, где были сформулированы основные тезисы педагогики со­ трудничества. Основной идеей данного направления было учение без принуж­ дения. Личностная мотивация школьника носила определяющий ха­ рактер всего обучения, лишь естественный интерес мог стать основой успешного обучения. Чтобы привлечь учащихся к активной работе на уроках, педагоги стремились создать творческую атмосферу на каждом занятии. Ребенок, который превращался из объекта в субъект обу­ чения, мог познавать новую информацию через собственные дей­ ствия. Немаловажную роль играла идея обучения ребенка в зоне его ближайшего развития. Учитывался потенциал детей, который может быть реализован с помощью непосредственной работы школьника с педагогом. При этом учителям необходимо было обеспечить для уча­ щихся высокую степень уверенности в возможности достижения успеха. Демократический стиль общения и равное отношение создавали от­ личные условия для организации взаимопомощи. Методы педагогики сотрудничества направлены в основном на раз­ витие творческого мышления. Чаще всего педагогами применялись эвристические беседы. Учитель не давал обучающимся готовых знаний, школьники приходили к новой информации самостоя­ тельно, находя ответы на заданные вопросы. Особую роль в обу­ чении играли творческие задания и самостоятельная работа уча­ щихся. Только в ходе активного применения знаний на практике школьник мог раскрыть имеющийся потенциал. Оценочная деятельность в обучении строилась как на объективном мнении учителя, так и на самокритике обучаемого. Широко приме­ нялся самоконтроль и самоанализ достижений школьников. Высокий 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz