Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• использование разных источников знания — людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; • метод контрактов; • организация работы в группах разного состава; • организация учения как исследования, эксперимента; • специальные занятия по самопознанию, межличностному взаи модействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы открытого учения использовать как эмоционально окрашенные ме тоды (игру), так и рациональные (учебные пакеты, программиро ванные пособия). В конце 80-х гг. XX в. в России под влиянием идей гуманисти ческой психологии возникло движение педагогов, которое позже было названо «педагогика сотрудничества», идеи которого оказались очень близки позициям гуманистической, педоцентристской педа гогики Запада. 3.7.7. Педагогика сотрудничества Идеи гуманизации образования нашли отражение в ценностных ориентациях педагогики сотрудничества, складывающихся из ряда гуманистических установок: 1. Принятие любого ученика таким, каков он есть. «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» (LLI.A. Амонашвили); воспитание начинается «с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он» (Е.Н. Ильин); педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам» (Е.Ю. Сазонов). 2. Эмпатийное понимание ученика. При этом учитель пытается проникнуть во внутренний мир ученика и увидеть окружающее его глазами: «понимать детей —значит стать на их позиции» (Ш.А. Амо нашвили); «посмотреть на все глазами своего детства» (Е.Н. Ильин); «постоянно учиться смотреть на себя глазами детей» (И.П. Иванов). 3. Открытое, доверительное общение. Мысли и переживания пе дагога не маскируются социальной ролью, а раскрываются открыто и адекватно учащимся. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем и находок, радостей и печалей открыт для них. Такое доверие учителя порождает, в свою очередь, доверие учащихся к нему, их желание поделиться с ним своими устремле ниями, вступить в равноправный диалог: «по-настоящему учитель открыт только ребятам» (Е.Н. Ильин); «истинный урок — это всегда диалог всех, кто в классе: учителя и учеников» (Т.И. Гончарова); «важно, чтобы поступки, образ жизни воспитателей не расходились 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz