Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
чаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, спо собствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ .facilitate). Учителя —создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фасилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не за висят от знаний и интеллекта воспитателя-«облегчителя». От него требуется только одно — определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. Важнейшими чув ствами фасилитатора, как определил их К. Роджерс, являются эм патия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фасилитатора. Только в этих условиях личность может принять ре шение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам же он должен принимать и альтернативные решения. Согласно К. Роджерсу, задача учителя не диктовать готовое, воз можно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную позна вательную активность, которая выразится в выборе содержания, целей, методов работы, поведения и ценностей. Учитель, по К. Род жерсу, стимулирует и облегчает самостоятельную деятельность уче ника. В традиционной школе, считает К. Роджерс, осуществляется ав торитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обу чения — «опытное учение», при котором школьники учатся в сво бодной самостоятельной деятельности на собственном опыте, в про цессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, самореализация. Знание, школьная программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо сменить позицию учи теля, создать атмосферу свободы учения в классе и использовать ме тоды, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя —это позиция консультанта и во многом психо терапевта, осуществляющего развивающую помощь. Атмосфера свободы учения в классе характеризуется тем, что уче ники не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, вза имодействуют в учении друг с другом, видят в учителе источник опыта, знаний старшего члена группы. К методам, стимулирующим свободу учения, относятся: • постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz