Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

чаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, спо­ собствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ .facilitate). Учителя —создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фасилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не за­ висят от знаний и интеллекта воспитателя-«облегчителя». От него требуется только одно — определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. Важнейшими чув­ ствами фасилитатора, как определил их К. Роджерс, являются эм­ патия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фасилитатора. Только в этих условиях личность может принять ре­ шение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам же он должен принимать и альтернативные решения. Согласно К. Роджерсу, задача учителя не диктовать готовое, воз­ можно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную позна­ вательную активность, которая выразится в выборе содержания, целей, методов работы, поведения и ценностей. Учитель, по К. Род­ жерсу, стимулирует и облегчает самостоятельную деятельность уче­ ника. В традиционной школе, считает К. Роджерс, осуществляется ав­ торитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обу­ чения — «опытное учение», при котором школьники учатся в сво­ бодной самостоятельной деятельности на собственном опыте, в про­ цессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, самореализация. Знание, школьная программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо сменить позицию учи­ теля, создать атмосферу свободы учения в классе и использовать ме­ тоды, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя —это позиция консультанта и во многом психо­ терапевта, осуществляющего развивающую помощь. Атмосфера свободы учения в классе характеризуется тем, что уче­ ники не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, вза­ имодействуют в учении друг с другом, видят в учителе источник опыта, знаний старшего члена группы. К методам, стимулирующим свободу учения, относятся: • постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz