Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

С точки зрения Дж. Дьюи, «взрослому человеку важно знать много вещей, совершенно бесполезных для ребенка. Может ли, должен ли ребенок учить все то, что нужно взрослому? Попробуйте учить ребенка только тому, что ему нужно в детстве, и вы увцдите, что ни на что другое ему не останется времени. Какой смысл пренебрегать знаниями, нужными ребенку в настоящем? Как можно принуждать детей изучать вещи, годные для возраста, до которого дети, может быть, и не доживут? Но спрашивают: не будет ли слишком поздно браться за изучение того или другого, когда придет время применять знания? Я не могу ответить на этот вопрос. Но одно я знаю: невозможно учить этому раньше, потому что наши настоящие наставники опыт и чувство; ведь и взрослые учатся тому, что им необходимо, лишь в подходящих условиях. Ребенок знает, что станет взрослым; пред­ ставления ребенка о положении взрослого могут помочь занятиям детей, но им не для чего знакомиться с идеями и мыслями, которые выше их понимания»1. Дидактика Дж. Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике, вошедшей в противоречие с прогрес­ сивным развитием общества и школы. Против традиционной школы выдвигались следующие обвинения: • поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах; • книжность обучения, лишенного связи с жизнью; • передача учащимся готовых знаний, применение пассивных ме­ тодов, направленных на запоминание; • недостаточный учет интересов, потребностей и запросов уча­ щихся; • отрыв содержания обучения от общественных потребностей; • недостаточное внимание к развитию способностей учащихся. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разрабо­ танная им концепция полного акта мышления. Согласно фило ­ софским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление ко­ торых имеет для него важное значение. Впоследствии за трудностями, которые нужно преодолеть, раз­ мышляя над поиском решения, закрепилось название «проблемы». Правильно построенное обучение, по мнению Дж. Дьюи, должно быть проблемным. Учитель должен внимательно следить за разви­ тием интересов учащихся, подбрасывать им посильные для пони­ 1 Дьюи Дж. От ребенка —к миру, от мира —к ребенку [Текст] / Дж. Дьюи; сб. статей. —М.: Карапуз, 2009. —352 с. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz