Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Джон Дьюи — американский философ и педагог, представитель прагматизма как философского направления. Один из лидеров дви­ жения новых школ и реформаторской педагогики, боровшегося против традиционного авторитарного образования начала XX в. По мнению Дж. Дьюи, «ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания... ...Индивидуальность ребенка является суммой известных коре­ нящихся в организме сил, инстинктов, которые являются причиной порывов ребенка, стремящегося действовать сообразно этим по­ рывам. Эти силы, инстинкты могут быть известным образом направ­ лены, введены в русло, но не могут быть подавлены. Интерес ребенка к тому или иному предмету или деятельности указывает на то, что этот предмет или деятельность заключает в себе нечто, что влечет ребенка к ним, что удовлетворяет известным потребностям его раз­ вивающегося организма. Если эти потребности удовлетворяются, ребенок испытывает удовольствие: когда ребенок занимается тем, что его влечет, интересует, он всецело уходит в то, что делает, дея­ тельность его развивается, организм без внешнего в него, без при­ нуждения делает усилие. В итоге занятия тем предметом, который интересует, является развитие душевных сил ребенка. Изучив индиви­ дуальность ребенка, его интересы, воспитатель может, давая посто­ янную пищу этим (!) интересам, развивать и углублять их, преобра­ зовывать их. Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достичь очень больших итогов. Попытка же подавить индивидуальность уче­ ника, заставить его заниматься тем, к чему у него нет внутреннего интереса, ведет к раздвоению внимания, к утомлению, к понижению деятельности организма, к ослаблению воли»1. Накопление ребенком личного опыта ведет к воспитанию его личности. Исходя из этого Дж. Дьюи выдвинул идею создания ин­ струментальной педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, ов­ ладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. 1 Дьюи Дж. От ребенка —к миру, от мира —к ребенку [Текст) / Дж. Дьюи ; сб. статей. —М.: Карапуз, 2009. —352 с. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz