Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Джон Дьюи — американский философ и педагог, представитель прагматизма как философского направления. Один из лидеров дви жения новых школ и реформаторской педагогики, боровшегося против традиционного авторитарного образования начала XX в. По мнению Дж. Дьюи, «ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания... ...Индивидуальность ребенка является суммой известных коре нящихся в организме сил, инстинктов, которые являются причиной порывов ребенка, стремящегося действовать сообразно этим по рывам. Эти силы, инстинкты могут быть известным образом направ лены, введены в русло, но не могут быть подавлены. Интерес ребенка к тому или иному предмету или деятельности указывает на то, что этот предмет или деятельность заключает в себе нечто, что влечет ребенка к ним, что удовлетворяет известным потребностям его раз вивающегося организма. Если эти потребности удовлетворяются, ребенок испытывает удовольствие: когда ребенок занимается тем, что его влечет, интересует, он всецело уходит в то, что делает, дея тельность его развивается, организм без внешнего в него, без при нуждения делает усилие. В итоге занятия тем предметом, который интересует, является развитие душевных сил ребенка. Изучив индиви дуальность ребенка, его интересы, воспитатель может, давая посто янную пищу этим (!) интересам, развивать и углублять их, преобра зовывать их. Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достичь очень больших итогов. Попытка же подавить индивидуальность уче ника, заставить его заниматься тем, к чему у него нет внутреннего интереса, ведет к раздвоению внимания, к утомлению, к понижению деятельности организма, к ослаблению воли»1. Накопление ребенком личного опыта ведет к воспитанию его личности. Исходя из этого Дж. Дьюи выдвинул идею создания ин струментальной педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, ов ладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. 1 Дьюи Дж. От ребенка —к миру, от мира —к ребенку [Текст) / Дж. Дьюи ; сб. статей. —М.: Карапуз, 2009. —352 с. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz