Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
ство — в формировании нравственной, социально-ориентированной и активной личности, способной жить вместе с другими людьми, понимая и принимая различия между ними. Что касается ученика, то, хотя сам он пока не в состоянии ясно сформулировать свой заказ школе, но на уровне потребности такой заказ, безусловно, существует даже у самых маленьких. Это потреб ности в безопасности (в первую очередь психологической), общении, самоактуализации, сознательной и продуктивной деятельности, са моопределении и самоутверждении, которое осуществляется только когда ученик имеет возможность выбирать и проявлять себя в раз личных видах учебно-познавательной деятельности (не обязательно в рамках классно-урочной системы). Наконец, это потребность в нормальных условиях проживания в стенах образовательного учреждения одиннадцати самых значимых лет своей жизни. На первый взгляд ЕГЭ, никоим образом не влияя и не претендуя на эти направления деятельности школы, позволяет объективно оце нить только одну сторону этой деятельности — обученность учеников. И не больше! Те, кто так думает и говорит, либо лукавят, либо действительно не понимают, что нельзя в системе изменить один элемент (конт рольно-оценочный) и при этом надеяться, что система не отреаги рует комплексно (цели —содержание —технологии). Основная опасность ЕГЭ не в несовершенстве содержания тестов и процедур тестирования, а в отдаленной (впрочем, уже насту пившей) редукции школьного образования. Неумолимая логика сис- темно-деятельностного подхода приводит к тому, что вслед за изме нением одной составляющей процесса обучения (контрольно-оце- ночной) последовательно меняются и остальные —технологическая, содержательная, целевая и др. Описываемые здесь теории и концепции личностно-ориентиро ванного обучения технологизироваться в классическом понимании (диагностичное целеполагание, программирование содержания, ал горитмизация процесса обучения) не могут. Но в каждой из них с большей или меньшей определенностью описаны характеристики процесса, направленного на развитие тех или иных личностных структур. 3.7.6.3. Должен ли ребенок учить все то, что нужно взрослому?! Основу личностно-ориентированного образования составили идеи Дж. Дьюи и других реформаторов в педагогике начала XX в., а затем с середины века — гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz