Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Актуализируя процесс ранжирования целей педагогической дея­ тельности и подходов к их достижению, сегодня необходимо акцен­ тировать внимание на следующем: 1. Цель-вектор: отношение к человеческой жизни как наивысшей ценности. Способ реализации: целенаправленное, систематическое, еже­ дневное и разноплановое создание на уроках и во внеурочной дея­ тельности таких нравственно-этических, педагогических ситуаций, в которых школьники могли бы знакомиться, воспринимать, осмыс­ ливать и самоопределяться в принятии этого базового ориентира. 2. Цель-вектор: формирование следующих ключевых компетент­ ностей: социальной, интеркультурной, коммуникативной, информа­ ционной, познавательной. Способ реализации — предъявление и освоение учебного содер­ жания: 1) как опыта познания (а не готового знания); 2) опыта овладения не столько специальными (делать микропре­ парат, собирать электрическую цепь, получать лабораторным путем химическое соединение и др.), но, в первую очередь, надпредмет- ными умениями (ставить цели, планировать, организовывать, кон­ тролировать и оценивать собственную деятельность, обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, планировать экспе­ римент для ее проверки и т.п.); 3) опыта творчества (через систематическое, целенаправленное и массовое решение творческих задач на перенос знаний и умений в новые ситуации, видение новой функции объекта и целостной структуры объекта, комбинирование известных способов деятель­ ности для решения новых задач и т.п.); 4) опыта формирования ценностных отношений: • через включение и актуализацию в содержание образования и в сознание ученика ведущих естественнонаучных идей (раз­ вития, разнообразия жизни, сложности живых систем, гене­ тической уникальности всего живого и т.п.) как носителей этического, нравственного начала содержания естественнона­ учного образования; • актуализацию и развитие жизненного, доучебного опыта уче­ ника при изучении учебного содержания; • представление науки не как реестра научных достижений, а как «драмы людей и идей»; • столкновение донаучного житейского опыта с новым научным знанием и демонстрацию красоты и конструктивности по­ следнего и т.п.; 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz