Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
сложный аспект обучения, потому что эти результаты пролонгиро ваны во времени и с трудом поддаются критериальной диагностике, измерению и оценке, но именно они представляются нам самым важным, на что должно быть ориентировано школьное общее обра зование. Целостная научная картина мира, формирование которой в со- інании учеников является главной задачей обучения по естественно научным предметам, важна не сама по себе; на ее основе формиру ется ценностное отношение к мирозданию — то самое научное миро воззрение, позволяющее человеку противостоять мракобесию. Именно это отношение определяет его жизненные позиции, про граммы поведения,действия. С таких же позиций личностно-ориентированнное обучение гу манитарным предметам рассматривает само содержание гуманитар ного образования не как самоцель, а как средство самопознания и са моидентификации и развития эмоционально-ценностных отношений к Родине, людям близким и далеким, к самому себе. Означает ли многофакторность, пролонгированность во времени и неквалиметричность принципиальную невозможность управления следующими процессами в ходе обучения: • усвоение школьниками опыта эмоционально-ценностных отно шений; • развитие их потребностей, мотивов, чувств, переживаний, уста новок; • формирование на этой основе моделей поведения и жизненных сценариев. В отличие от обученности, результаты личностной ориентации обучения могут предусматриваться, планироваться, отражаться и оцениваться опосредованно через характеристики образовательного процесса и, в частности, через процедуры целеполагания, отбора и конструирования содержания образования, осознанный выбор и самостоятельное проектирование педагогического инструментария для достижения педагогических целей, т.е. фактически технологизи- ровать этот процесс. Таким образом, появляется возможность не только снять проти воречие между технологическим и личностно-ориентированным подходами в обучении, но и согласовывать между собой разнооб разие целей, которые ставят перед школой различные заказчики, а также диагностировать успешность их реализации (не обученность, а условия обучения) даже в отсутствие видимого результата. Такой подход к решению этой проблемы открывается в трактовке качества образования в ракурсе известного в концепции всеобщего 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz