Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

3.7.6. Концепции личностно-ориентированного обучения Основная идея Главная цель обучения —развитие личностного потенциала ученика. У человека, далекого от педагогики, может возникнуть вопрос: «А разве не любое обучение развивает?! Разве при самом жестком авторитарном построении процесса обучения, когда детей порой заставляют чуть ли не насильно осваивать учебные программы по двадцати с лишним предметов, они при этом не развиваются?!» Ответ на этот вопрос может звучать следующим образом: все за­ висит от соотношения цели и средства в педагогической деятельности. При традиционном обучении главная его цель — это усвоение уче­ ником учебного содержания. Его развитие при таком обучении — сопутствующий, не планируемый и не диагностируемый результат. В развивающем обучении основная цель учителя —это развитие ученика (общее развитие, как в теории J1.B. Занкова, или развитие теоретического мышления, как в теории В.В. Давыдова). Учебное содержание в этих случаях становится средством такого развития. Личностно-ориентированное обучение основывается на при ­ знании главной целью обучения развитие личности ученика: его по­ требностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Содержание образования выступает в качестве средства достижения этой цели. Такое образование предполагает, что в процессе обучения макси­ мально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические и статусные особенности обучающихся. Учет осуществляется через со­ держание образования, вариативность образовательных программ, тех­ нологию обучения, организацию учебно-пространственной среды. Принципиально изменяется взаимодействие обучаемых и педа­ гогов. В традиционном обучении, где ученик преимущественно является объектом управления со стороны учителя, его развитие существенно замедляется. Не случайно В.В. Давыдов называл такое обучение вы­ морочным. В развивающем, личностно-ориентированном обучении ученик становится субъектом учебной деятельности с внутренними мотивами и собственными целями. 3.7.6.1. Можно ли технологизировать личностно-ориентированное обучение? Блок расширения С технологической точки зрения отслеживание и фиксация ре­ зультатов личностно-ориентированного обучения — это самый 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz