Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

держания учебного материала, но и самого процесса учения. Как связаны между собой усваиваемые знания, каков механизм возник­ новения ошибок и их преодоления — эти вопросы должны стано­ виться объектом пристального внимания школьников. 5. Принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Л.В. Занков обратил внимание на то, что при традиционном обучении страдают и слабые, и сильные ученики: слабые все больше отстают в учении, а развитие сильных тормозится. Источник подобного положения он видел в том, что задача общего развития учащихся не выступает в качестве важнейшей. По мнению Занкова, добиться прогресса в развитии всех учащихся можно только в том случае, если будет поставлена задача формирования и рацио­ нального использования индивидуальных склонностей и способностей каждого ученика. В традиционной методике самым сильным мотивом учения яв ­ ляется получение хороших отметок. В этой ситуации овладение зна­ ниями и преодоление трудностей становится лишь средством дости­ жения поставленной цели. На уроках, которые проводятся в «зан- ковских» классах в условиях отсутствия давления на школьников с помощью отметок и других подобных способов, наблюдается воз­ никновение и углубление внутренних мотивов учения. Обогащение новыми знаниями, раздумья, стремление самому докопаться до ис­ тины — все это отличает интенсивное и устойчивое внутреннее по­ буждение к учению. Это ни в коем случае не означает, что учение проходит легко, без труда, но усилие, вплетенное в содержательную деятельность, прин­ ципиально отличается от усилия, навязанного извне. Именно по­ этому принцип обучения на высоком уровне трудности нельзя по­ нимать как преодоление внешних требований. Особенности «занковского» урока: 1. Полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследе- ятельности детей. 2. Сотрудничество учителя и ученика. Методическая цель —создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников — достигается следующими путями: • учитель создает проблемные ситуации, коллизии; • использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт уча­ щихся; • составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz