Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

страктной средней нормы трудности. Дело заключается в другом: обучение должно давать простор и направление духовным силам ребенка, активизировать процессы умственной деятельности. Если усвоение нового материала не вызывает никаких препятствий, то развитие идет вяло и слабо. При обучении на высоком уровне труд­ ности происходит не только добавление новых знаний к уже име­ ющимся, но и их переосмысление, что в итоге обеспечивает их сис­ тематизацию. Сказанное, однако, не исключает необходимости со­ блюдения меры трудности: ребенок, не разбирающийся в материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Главное тре­ бование к предлагаемому детям новому учебному материалу — воз­ можность его осмысления. Поэтому данный принцип неразрывно связан с принципом ведущей роли теоретических сведений. 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает зна­ чения умений и навыков, а лишь меняет взгляд на пути их формиро­ вания, которое происходит на основе более глубокого понимания соответствующих понятий, отношений и зависимостей. J1.B. Занков специально подчеркивал, что не отрицает значения орфографи­ ческих, вычислительных и других навыков, но их приобретение уча­ щимися должно происходить на базе осмысления закономерностей языка, понятия числа и действий над числами. 3. Принцип изучения программного материала быстрым темпом выполняет служебную функцию по отношению к принципу высо­ кого уровня трудности, но вместе с тем играет существенную само­ стоятельную роль. При традиционном обучении учебная деятель­ ность идет по накатанным путям, так как многократное повторение неправомерно замедляет темп. В условиях экспериментального обу­ чения быстрый темп требует постоянного движения вперед и тем самым позволяет раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, устанавливать между ними связи, что способствует их глу­ бокому осмыслению. Всем занятым в образовании хорошо понятны слова Л .В. Занкова: пережевывание уже известного, осуществляемое в виде многократных однообразных повторений, приводит к ум­ ственной лени, к духовной апатии. 4. Принцип осознания школьниками процесса учения при ­ обретает особое звучание благодаря вниманию к усвоению теорети­ ческих знаний. Этот принцип отличается от принципа сознатель­ ности обучения в его традиционном понимании. Обычно объектом осознания выступают сведения, умения и навыки, а при экспери­ ментальном обучении перед ребенком встает задача понимания осно­ ваний расположения материала, необходимости заучивания опреде­ ленных его элементов и пр. Сознательность касается не только со­ 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz