Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью из вестных знаний или выполнить необходимое действие известным способом. Эмпирический срез. Учитель Е.А. Ильин на уроках литературы пред ставляет ученикам художественную деталь произведения, стимулируя их увидеть через нее изучаемое произведение. Например, прочитав уче никам, как «...ринувшись в горницу, Давыдов, все же успевший два раза выстрелить в темноту, попал под пулеметную очередь. Теряя сознание, он падал на спину, мучительно запрокинув голову, зажав в левой руке шероховатую щепку, отколотую от дверной притолоки пулей». Учитель спрашивает: «Ну, скажите, зачем понадобилась Шолохову эта щепка в картине, где все так крупно, стремительно, жутко?» Или другой пример. Раскольников убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Учитель задает учащимся вопрос: «А вообще, скольких же он убил? Ограничивается ли его преступление этими двумя убийствами?» (более подробно о системе работы Е.Н. Ильина будет рассказано в гл. 6). Трудно представить, чтобы кого-то из учеников не заинтересовали такие художественные детали, которые позволяют по-новому взглянуть на знакомый текст, да еще если они эмоционально обыграны в нужный момент талантливым учителем. В основе проблемной ситуации — всегда удивление, озадаченность тем, что новый факт или противо речит имеющимся «правильным» знаниям, или позволяет по-новому взглянуть на привычное и давно известное. 3.7.5. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством J1.B. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследо вание по изучению объективных закономерностей и принципов обу чения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений J1.C. Выготского о соотношении обучения и общего развития школь ников. Усилия коллектива JI.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Такое обучение имело комплексный характер: содержанием эксперимента являлись не от дельные предметы, методы и приемы, а проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы. Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: 1. Принцип обучения на высоком уровне трудности — главный принцип новой дидактической системы. По мнению автора, непра вильно понимать этот принцип как повышение некоторой аб 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz