Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

сложности проблемных познавательных задач. Постепенно распро­ страняясь, проблемное обучение проникло из общеобразовательной школы в среднюю и высшую профессиональные школы. 3.7.4.3. Проблемная ситуация Известный советский дидакт Ю.К. Бабанский отмечал, что про­ блемное обучение, по большей части, явление в школе искус­ ственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя, озабоченного тем, как бы заинтересовать уча­ щихся учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет от­ ношение как внешняя обязанность, но не внутренний побуди­ тельный фактор. Преодолевая это положение, учитель сам искусственно создает проблемную ситуацию, т.е. вызывает такое состояние ученика, когда он в результате сопоставления имеющихся у него знаний или выра­ ботанных умений с неизвестным фактом или явлением обнаруживает несоответствие прошлых знаний новому факту, более того — проти­ воречия в имеющихся знаниях. «Например, дети знают, что тело, плотность которого больше плотности воды, в воде тонет. Но вот учитель осторожно кладет стальную иглу на воду, и она остается на поверхности. Почему стальная игла не потонула в воде? Ведь это противоречит закону Ар­ химеда! Таким образом, создается состояние удивления, озадачен­ ности тем, что факт противоречит ранее усвоенным правильным знаниям. “Такого быть не может, но оно есть” . Это заставляет сфор­ мулировать проблему в целом: при каких условиях закон Архимеда не реализуется? Или дело не в законе, а в чем-то другом? Сформули­ ровав проблемный вопрос, сузив проблему до масштабов, соотно­ симых со знаниями учащихся, учитель рассматривает взаимодей­ ствие поверхности воды с поверхностью помещаемого на ней тела, сообщает новое знание о строении поверхностного слоя воды и его свойствах или привлекает учащихся к деятельности по выявлению нового знания»1. Сущность этого метода в том, что он обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию. Проблелмая ситуация —определенное психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности 1 Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабан­ ский: сост М.Ю. Бабанский. —М.: Педагогика, 1989. —С. 90. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz