Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач (Т.В. Кудрявцев). Другие авторы проблемное обучение рассматривают не прямо, а в контексте и более широко, как средство активизации учения, повы шения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т.д. В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют пра вила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения: • вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые опреде ления, понятия; • эпизодически знакомить учащихся с методами науки; • развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. В это время в научно-педагогической и методической литературе настойчиво развивается и популяризируется идея уч іического ис следования при изучении естественнонаучных и гуманитарных дис циплин. Задача состоит в том, чтобы постепенно подводить учащихся к ов ладению методами науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль. Можно ученику формально сообщать знания, и он их усвоит, а можно преподавать творчески, сообщать знания в их развитии и движении. Именно мысль сообщать знания в их движении и развитии высту пила важнейшим принципом проблемного изложения учебного ма териала и одним из способов организации проблемного обучения. Со второй половины 1960-х гг. идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных про цессов, системой логических операций и умственных действий (C.JI . Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев). Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности (С.А. Рубинштейн, J1.C. Выгодский, А.Н. Леонтьев). Проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. С этих по зиций разрабатывались способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и велся поиск критериев оценки 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz