Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

В каждом полном акте мышления можно одновременно выделить следующие этапы или ступени: • ощущение трудности; • ее обнаружение и определение; • выдвижение возможного замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); • формулировка выводов, следующих из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы); • последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие при­ нять или отбросить гипотезу, либо прийти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение. Урок по любому учебному предмету должен быть подготовлен и проведен так, чтобы ученики сумели: • почувствовать конкретную трудность; • определить ее; • сформулировать гипотезу по ее преодолению; • получить следствие из гипотез, касающееся отдельных решений; • проверить гипотезы с помощью наблюдения или экспериментов. 3.7.4.2. Модель «молодых ученых» Дж. Брунера Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее ос­ нове лежат идеи структурирования учебного материала и доминиру­ ющей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. «Умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. Различие здесь в степени, а не в роде. Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому- физику, чем делать что-либо еще». Дж. Брунер высказал идею о том, что научение особо эффективно в том случае, когда есть возможность самостоятельно открывать от­ ношения между явлениями. Он полагал, что позиция «ученик-ис­ следователь» приводит к четырем положительным факторам: 1. Повышает интеллектуальный потенциал или способность уча­ щегося конструировать и организовывать информацию о том, что ему встречается в мотивации в процессе обучения, позволяет на­ учиться, что делать при каждом конкретном задании в процессе обу­ чения. 2. Облегчает переход от внешних наград (типичных бихевиори- альных подкреплений) к внутренним наградам. В свою очередь, это повышает чувство компетентности у учащегося. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz