Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
В условиях современного обучения ученики не сами приходят к учи телям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с образо вательной программой, в которой за них уже решено и расписано то, что им надо усвоить. Проблемное обучение в отечественной школе возникло как по пытка преодоления недостатков объяснительно-иллюстративной, репродуктивной модели обучения и стало эффективным средством активизации познавательной активности, общего и интеллектуаль ного развития учеников. Проблемное обучение — это тип обучения, при котором препода ватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. 3.7.4.1. Истоки. Дж. Дьюи Концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ , психолог, педагог отвергает традиционное догмати ческое обучение и противопоставляет ему активную самостоя тельную практическую дея тел ьно сть учащихся по реш ению проблем. По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в за даче ясно, проходя определенные этапы: • принимаются во внимание все возможные решения или предпо^ ложения; • индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить; • предположения используются как гипотезы, определяющие на блюдения и сбор фактов; • проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов; • проводится практическая или воображаемая проверка правиль ности выдвинутых гипотез. Согласно Дьюи, познание и знание являются средствами преодо ления человеком различных трудностей и разрешения им проблем, с которыми он сталкивается в жизни. Мысль является попросту сред ством борьбы за существование и фактором, свидетельствующим об уровне развития человека, так как именно благодаря мышлению он накапливает и постоянно расширяет пределы своего опыта. Мыслим же мы тогда, когда разрешаем проблемы, исходным пунктом которых всегда является ощущение трудности. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz