Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• наложение информации на наглядно представленные опоры — условные знаки, символы, отражающие не только отдельные эле­ менты этих знаний, но и взаимосвязь между ними; • многократный возврат к материалу. Эксперименты показали, что в простых ситуациях, когда зависи­ мости используются одинаково, когда требуется репродуктивное мышление, предварительное специальное запоминание знаний (определений, формул и т.п.) необязательно. В этом случае можно пользоваться справочниками. Однако в сложных ситуациях, при ре­ шении нестандартных задач, когда необходимо активизировать про­ дуктивное мышление, требуется прочное закрепление основных знаний в памяти. Это касается не только математики, но и других предметов и других аспектов каждого предмета. В.Ф. Шаталов считает, что ученик, работающий со справочником, отличается от ученика, знающего все формулы, так же, как отлича­ ется начинающий шахматист от гроссмейстера. Чтобы мыслить творчески, открывать новое, отвергать уже из­ вестное, старое, необходимо владеть этим старым, знать, что ты от­ вергаешь. Изучение школьной практики показывает, что предложенные З.И. Калмыковой принципы обучения имеют место в деятельности многих учителей, однако используются изолированно, а в отдельных случаях приоритет отдается лишь одному из них, что не позволяет реализовать идеи концепции в полном объеме. 3.7.4. Теория проблемного обучения В одном из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришел юноша Феаг, чтобы узнать, как и у кого научиться быть мудрым. И Сократ, вместо того чтобы ответить юноше на вопрос, начинает спрашивать его о том, что же он считает мудростью, чего же действительно хочет. Сократ сам задает вопросы ученику, формулируя их так, чтобы ученику было над чем подумать, в то же время хватало знаний дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинен главному, первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя ответы на эти вопросы, отвергнуть, наконец, неправильное мнение и утвердиться в истинном. Подобного рода беседы получили на­ звание сократических или эвристических, развивающих. В сегодняшней массовой школе дело обстоит совершенно иначе. «Школа — это то место, где нам отвечают на вопросы, которые мы не задавали» — в этой грустной шутке немалая доля правды. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz