Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• наложение информации на наглядно представленные опоры — условные знаки, символы, отражающие не только отдельные эле менты этих знаний, но и взаимосвязь между ними; • многократный возврат к материалу. Эксперименты показали, что в простых ситуациях, когда зависи мости используются одинаково, когда требуется репродуктивное мышление, предварительное специальное запоминание знаний (определений, формул и т.п.) необязательно. В этом случае можно пользоваться справочниками. Однако в сложных ситуациях, при ре шении нестандартных задач, когда необходимо активизировать про дуктивное мышление, требуется прочное закрепление основных знаний в памяти. Это касается не только математики, но и других предметов и других аспектов каждого предмета. В.Ф. Шаталов считает, что ученик, работающий со справочником, отличается от ученика, знающего все формулы, так же, как отлича ется начинающий шахматист от гроссмейстера. Чтобы мыслить творчески, открывать новое, отвергать уже из вестное, старое, необходимо владеть этим старым, знать, что ты от вергаешь. Изучение школьной практики показывает, что предложенные З.И. Калмыковой принципы обучения имеют место в деятельности многих учителей, однако используются изолированно, а в отдельных случаях приоритет отдается лишь одному из них, что не позволяет реализовать идеи концепции в полном объеме. 3.7.4. Теория проблемного обучения В одном из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришел юноша Феаг, чтобы узнать, как и у кого научиться быть мудрым. И Сократ, вместо того чтобы ответить юноше на вопрос, начинает спрашивать его о том, что же он считает мудростью, чего же действительно хочет. Сократ сам задает вопросы ученику, формулируя их так, чтобы ученику было над чем подумать, в то же время хватало знаний дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинен главному, первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя ответы на эти вопросы, отвергнуть, наконец, неправильное мнение и утвердиться в истинном. Подобного рода беседы получили на звание сократических или эвристических, развивающих. В сегодняшней массовой школе дело обстоит совершенно иначе. «Школа — это то место, где нам отвечают на вопросы, которые мы не задавали» — в этой грустной шутке немалая доля правды. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz