Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
формируются у немногих учащихся, поэтому им надо специально обучать. Создавая свою концепцию, З.И. Калмыкова учитывала теорети ческие подходы к процессу решения задач американского педагога и математика Д. Пойа. Решение всякой задачи, по его мнению, включает в себя определенные эвристические приемы: • обеспечение ясного понимания предложенной задачи (можно сформулировать задачу как-то иначе, попытаться ввести новые неизвестные, близкие к данным задачи, найти связь предло женной задачи с аналогичной, но уже известной); • составление плана решения; • осуществление плана, проверка и • критическая оценка полученного решения; • составление новых комбинаций. Другой принцип развивающего обучения концепции З.И. Кал мыковой — специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей прочность знаний , готовность учащихся к их актуализации в соответствии с требованиями задачи. Выделение зтого принципа обусловлено тем, что усиление внимания к про дуктивному (творческому) мышлению привело к недооценке другой стороны мыслительной деятельности — репродуктивного мышления и неразрывно связанной с ней мнемической деятель ности. В работах, посвященных проблемам продуктивного мышления (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.), рассматривается отрица тельная роль прошлого опыта, который может тормозить движение мысли в новом направлении. В самостоятельном, творческом мыш лении, по утверждению Калмыковой, продуктивные и репродуктивные процессы неразрывно связаны. Осознанные знания являются важ нейшим компонентом умственного развития. Их сохранение требует особых усилий. Исследования З.И. Калмыковой подтверждают, что для реали зации возможностей творческого мышления необходимо не только наличие знаний в оперативной памяти, но и перевод их в долговре менную память в целях дальнейшего использования. В концепции З.И. Калмыковой выделены следующие приемы мнемической деятельности: • прямая установка на запоминание; • сознательное применение таких приемов, как группировка, клас сификация, составление плана, выделение смысловых опор, сжатие, уплотнение материала; 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz