Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

формируются у немногих учащихся, поэтому им надо специально обучать. Создавая свою концепцию, З.И. Калмыкова учитывала теорети­ ческие подходы к процессу решения задач американского педагога и математика Д. Пойа. Решение всякой задачи, по его мнению, включает в себя определенные эвристические приемы: • обеспечение ясного понимания предложенной задачи (можно сформулировать задачу как-то иначе, попытаться ввести новые неизвестные, близкие к данным задачи, найти связь предло­ женной задачи с аналогичной, но уже известной); • составление плана решения; • осуществление плана, проверка и • критическая оценка полученного решения; • составление новых комбинаций. Другой принцип развивающего обучения концепции З.И. Кал­ мыковой — специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей прочность знаний , готовность учащихся к их актуализации в соответствии с требованиями задачи. Выделение зтого принципа обусловлено тем, что усиление внимания к про­ дуктивному (творческому) мышлению привело к недооценке другой стороны мыслительной деятельности — репродуктивного мышления и неразрывно связанной с ней мнемической деятель­ ности. В работах, посвященных проблемам продуктивного мышления (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.), рассматривается отрица­ тельная роль прошлого опыта, который может тормозить движение мысли в новом направлении. В самостоятельном, творческом мыш­ лении, по утверждению Калмыковой, продуктивные и репродуктивные процессы неразрывно связаны. Осознанные знания являются важ­ нейшим компонентом умственного развития. Их сохранение требует особых усилий. Исследования З.И. Калмыковой подтверждают, что для реали­ зации возможностей творческого мышления необходимо не только наличие знаний в оперативной памяти, но и перевод их в долговре­ менную память в целях дальнейшего использования. В концепции З.И. Калмыковой выделены следующие приемы мнемической деятельности: • прямая установка на запоминание; • сознательное применение таких приемов, как группировка, клас­ сификация, составление плана, выделение смысловых опор, сжатие, уплотнение материала; 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz