Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• способность найти новые, необычные функции объекта или его части. Характеристики продуктивного мышления: • новизна своего продукта; • своеобразие процесса его получения; • существенное влияние на умственное развитие. Продуктивное мышление предполагает не только широкое ис­ пользование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от стереотипов мышления, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации. Эту сторону мышления чаще всего обозначают как гиб­ кость ума. Внешне выраженной особенностью продуктивного мыш­ ления является его самостоятельность при приобретении новых знаний и оперировании ими. Процесс поиска новых знаний протекает скачкообразно. В нем используются как алгоритмические, так и эвристические приемы. Он не может осуществляться без опоры на ранее имеющиеся знания и предполагает выход за их пределы. Принципы обучения: • проблемность обучения; • индивидуализация и дифференциация обучения; • гармоничное развитие различных компонентов мышления (кон­ кретного, абстрактно-теоретического); • формирование алгоритмических и эвристических приемов ум­ ственной деятельности; • специальная организация мнемической деятельности. Два последних принципа являются специфичными для этой кон­ цепции. Рассматривая формирование обобщенных приемов ум­ ственной деятельности как принцип развивающего обучения, З.И. Калмыкова делит их на группы: приемы алгоритмического типа и эвристические. Алгоритмические приемы являются основой фор­ мирования репродуктивного мышления. Специфика творческого (продуктивного) мышления предпола­ гает использование эвристических приемов, к которым относятся конкретизация, абстрагирование, варьирование, аналогия. Они называются эвристическими потому, что непосредственно стиму­ лируют поиск новых проблем, открытие для субъектов новых знаний и тем самым соответствуют самой природе, специфике творческого мышления. В отличие от алгоритмических эвристи­ ческие приемы ориентируют не на формально-логический, а на содержательный анализ проблем, направляют мысль на проникно­ вение в суть изучаемого явления. Эти приемы без помощи педагога 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz