Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выпол нение каждой операции и всего действия. 6-й этап —формирование действия во внутренней речи. Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика ско ростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необхо димо вернуться на один из предыдущих этапов). На этом этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли». Сравнивая поэтапное формирование умственных действий со стихийным научением ребенка (1-й тип обучения), следует отме тить прежде всего преимущества в устойчивости достигаемых по зитивных результатов — один из критериев технологичности обу чения. Стихийное научение — нерегулируемый процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, по этому конечный продукт оказывается неустойчивым (иногда — ус пешным, иногда — нет), а сам ученик не всегда уверен в правиль ности полученного результата. Этот тип обучения (традиционное), к сожалению, наиболее характерный для школы, приводит к разной успешности учения разных детей. Использование технологии формирования умственных действий позволяет добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач. Другим достоинством концепции поэтапного формирования ум ственных действий является то, что она служит теоретической ос новой создания условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познава тельной деятельностью. 3.7.3. Концепция развивающего обучения З.И. Калмыковой Согласно этой концепции развивающим является такое обучение, которое формирует продуктивное, или творческое, мышление. Основными показателями такого мышления являются: • оригинальность мысли, возможность получения ответов, отлича ющихся от привычных; • быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; • восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение; • беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz