Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выпол­ нение каждой операции и всего действия. 6-й этап —формирование действия во внутренней речи. Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика ско­ ростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необхо­ димо вернуться на один из предыдущих этапов). На этом этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли». Сравнивая поэтапное формирование умственных действий со стихийным научением ребенка (1-й тип обучения), следует отме­ тить прежде всего преимущества в устойчивости достигаемых по­ зитивных результатов — один из критериев технологичности обу­ чения. Стихийное научение — нерегулируемый процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, по­ этому конечный продукт оказывается неустойчивым (иногда — ус­ пешным, иногда — нет), а сам ученик не всегда уверен в правиль­ ности полученного результата. Этот тип обучения (традиционное), к сожалению, наиболее характерный для школы, приводит к разной успешности учения разных детей. Использование технологии формирования умственных действий позволяет добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач. Другим достоинством концепции поэтапного формирования ум­ ственных действий является то, что она служит теоретической ос­ новой создания условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познава­ тельной деятельностью. 3.7.3. Концепция развивающего обучения З.И. Калмыковой Согласно этой концепции развивающим является такое обучение, которое формирует продуктивное, или творческое, мышление. Основными показателями такого мышления являются: • оригинальность мысли, возможность получения ответов, отлича­ ющихся от привычных; • быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; • восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение; • беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz