Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

части, считая ее «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой». Примером наиболее простой деятельности является инструкция по эксплуатации какого-либо прибора, операционная карта, исполь­ зуемая при регулировке различных систем двигателя. В ней обычно подробно описывается, когда, что, где и как сделать. В повседневной деятельности, связанной с обучением, используют несколько типов ориентировочной основы: 1-й тип характеризуется неполным составом ориентировочной ос­ новы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия при этом идет медленно, с большим количеством ошибок. 2-й тип характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту в готовом виде и в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при этом идет быстро и безошибочно. Однако сфера переноса действия ограничена сход­ ством конкретных условий его выполнения. 3-й тип — имеется полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае деятельность составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Дей­ ствию, сформированному на основе этого типа, присущи не только безошибочность и быстрота процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, ориентировочная основа убирается. 4-й этап —формирование действия в громкой речи. Ученик, ли ­ шенный материальных опор (ориентировочной основы) действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое дей­ ствие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение — понятным другому человеку, контроли­ рующему процесс обучения. На этом этапе происходит скачок — пе­ реход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокра­ щенным, неавтоматизированным. 5-й этап — формирование действия во внешней речи про себя. Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на преды­ дущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последователь­ ность производимых операций или результат отдельной операции. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz