Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Ассоциативные теории лежат в основе объяснительно-иллюстра­ тивного обучения, господствующего в современной традиционной школе. Выпускники отечественной школы на собственном опыте могли убедиться, что подавляющее большинство традиционных уроков планируются и проводятся в соответствии с положениями ассоциативно-рефлекторной теории обучения. 3.7.2. Теория поэтапного формирования умственных действий В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др. Основные положения Идея о п ринципи ал ьной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом мате­ риальной (внешней) деятельности во внутренний умственный план. Согласно этой идее качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий, развитие умственных способностей зависят от правильности создания ориентировочной основы деятельности —тек­ стуально или графически оформленной модели изучаемого действия и системы условий его успешного выполнения. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практи­ ческим навыкам теория поэтапного формирования умственных дей­ ствий выделяет несколько этапов: • мотивационный; • предварительное ознакомление с действием; • выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной развернутой форме; • внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух дей­ ствие, ту операцию, которую в данный момент осваивают); • беззвучная устная речь (ученики проговаривают про себя дей­ ствие, ту операцию, которую в данный момент осваивают); • автоматическое выполнение отрабатываемых действий. Блок расширения П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая —исполни­ тельная. Гальперин придавал особое значение ориентировочной 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz