Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

те эмоционально-ценностные отношения к миру, людям, к самому себе, которые складываются у ученика как в доучебном жизненном опыте, так и в результате организованного процесса обучения во всем комплексе отношений «ученик — учебное содержание», «ученик —ученик», «ученик —учитель». Особенность этого опыта в том, что он представлен в личности не знаниями и умениями, а в оценочном отношении к миру, деятель­ ности, людям. Это и есть тот самый компонент содержания, который позволяет реализовывать в учебном процессе его воспитывающую функцию. Но даже если в силу различных обстоятельств учитель (пре­ подаватель) снимает с себя эту функцию на учебном занятии в пользу других, более прагматических целей (например, подготовка ученика к экзамену), он должен ясно понимать, что лучше всего ученик запо­ минает то, что задело его чувства. Включение этого компонента (опыт эмоционально-ценностных отношений) в содержание урока часто встречает внутреннее сопро­ тивление некоторых учителей. Они считают, что создание этических, нравственных, эмоционально-ценностных педагогических ситуаций, например на уроке математики или химии, отнимает время от более важных задач, связанных с усвоением знаний и умений. Это глубочайшее заблуждение — наиболее прочное и осознанное усвоение учебного материала происходит на тех уроках, где он пре­ ломляется через жизненный опыт ученика, когда то, чему нас учат, задевает то, что нам важно и дорого. Относительная самостоятельность четырех компонентов содер­ жания образования создает потенциальную опасность того, что их усвоение может осуществляться с нарушением целостности содер­ жания образования. Например, четвертый компонент реализуется преимущественно через гуманитарное содержание. Или, как мы говорили выше, вос­ питывающие цели сознательно исключаются из педагогического целеполагания при отборе учебного содержания. Этот феномен, все чаще наблюдающийся в деятельности некоторых молодых учителей, означает превращение педагога «ведущий по жизни» в преподава­ теля, который видит свою задачу только в подготовке учеников к эк­ заменам. Тем самым порождается разрушение не только целостного учебно-воспитательного процесса, но и целостности социального опыта личности. В контексте технологизации образования перспективы развития этой модели теоретически возможны в трех направлениях. 1. Разработка технологий обучения по каждому из компонентов содержания образования: 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz