Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
те эмоционально-ценностные отношения к миру, людям, к самому себе, которые складываются у ученика как в доучебном жизненном опыте, так и в результате организованного процесса обучения во всем комплексе отношений «ученик — учебное содержание», «ученик —ученик», «ученик —учитель». Особенность этого опыта в том, что он представлен в личности не знаниями и умениями, а в оценочном отношении к миру, деятель ности, людям. Это и есть тот самый компонент содержания, который позволяет реализовывать в учебном процессе его воспитывающую функцию. Но даже если в силу различных обстоятельств учитель (пре подаватель) снимает с себя эту функцию на учебном занятии в пользу других, более прагматических целей (например, подготовка ученика к экзамену), он должен ясно понимать, что лучше всего ученик запо минает то, что задело его чувства. Включение этого компонента (опыт эмоционально-ценностных отношений) в содержание урока часто встречает внутреннее сопро тивление некоторых учителей. Они считают, что создание этических, нравственных, эмоционально-ценностных педагогических ситуаций, например на уроке математики или химии, отнимает время от более важных задач, связанных с усвоением знаний и умений. Это глубочайшее заблуждение — наиболее прочное и осознанное усвоение учебного материала происходит на тех уроках, где он пре ломляется через жизненный опыт ученика, когда то, чему нас учат, задевает то, что нам важно и дорого. Относительная самостоятельность четырех компонентов содер жания образования создает потенциальную опасность того, что их усвоение может осуществляться с нарушением целостности содер жания образования. Например, четвертый компонент реализуется преимущественно через гуманитарное содержание. Или, как мы говорили выше, вос питывающие цели сознательно исключаются из педагогического целеполагания при отборе учебного содержания. Этот феномен, все чаще наблюдающийся в деятельности некоторых молодых учителей, означает превращение педагога «ведущий по жизни» в преподава теля, который видит свою задачу только в подготовке учеников к эк заменам. Тем самым порождается разрушение не только целостного учебно-воспитательного процесса, но и целостности социального опыта личности. В контексте технологизации образования перспективы развития этой модели теоретически возможны в трех направлениях. 1. Разработка технологий обучения по каждому из компонентов содержания образования: 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz