Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
с метапредметными умениями (компетентностями) — социальными, межкультурными, коммуникативными, исследовательскими, интел лектуальными, организационно-практическими, рефлексивными. И в приведенном примере проблема снимается, если ученик, делая микропрепарат, осознает, что на самом деле он овладевает ис следовательскими умениями, которые пригодятся ему при будущем продолжении образования в университете. 3.6.3. Опыт творческой деятельности Если бы в эволюции человека от поколения к поколению, от отца к сыну передавались бы только освоенные знания и способы дея тельности, то человечество так бы и осталось в пещерах с каменным топором. Очевидно, в ходе исторического развития люди овладевали и другим опытом —опытом изменения уже освоенных способов дея тельности, творческим опытом создания нового продукта и переда вали этот опыт своим детям. Существует мнение, что в самом характере творческой деятель ности заложена невозможность указания способов деятельности, и творец находит их самостоятельно. В этом суждении проявляется двоякое понимание природы твор чества. Первое состоит в том, что творчество понимается как со здание объективно нового продукта деятельности, которого еще не было в истории (творчество А.С. Пушкина, В.А. Моцарта, научные открытия и др.). В педагогике творчество ученика проявляется в том, что он со здает субъективно новый продукт — новый для себя (своим способом решил задачу), несмотря на то что аналоги уже присутствуют в науке и в культуре. Педагог должен быть уверен, что этими действиями могут овладеть все ученики, если в содержании образования этот компо нент будет технологизирован последовательным представлением всем ученикам на разных уроках комплекса творческих задач. В теории содержания образования И.Я. Лернера эти задачи сформу лированы следующим образом: 1. Самостоятельный перенос известных знаний и умений в новую ситуацию. 2. Видение новой проблемы в знакомой для субъекта ситуации. Решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска ре шения. Это не всегда легко сделать, особенно если эти ранее усво енные знания лежат в другой научной области, чем решаемая проблема. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz