Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
меется, наука не остановилась бы, следом шел А. Уоллес с похожей теорией...» Учительница ведет свой эмоциональный рассказ, а я сижу на по следней парте и никак не могу понять, почему ребята все время обора чиваются на висящий на стене портрет ученого, как будто впервые его видят. Ну, конечно, на портрете скучный старик, а из рассказа учителя встает образ молодого, любящего, страдающего живого человека. Произошло маленькое чудо: может быть, впервые наука предстала перед учениками не как реестр понятий, законов и теорий, а как драма людей и идей! А это дорогого стоит. В настоящее время все большее значение в этом компоненте со держания образования приобретают не столько сами знания, сколько их генезис и сам опыт познания. В быстро меняющемся мире школь ники должны приобрести опыт самостоятельного приобретения и обновления знаний, а также опыт анализа и критического осмыс ления поступающей информации. 3.6.2. Опыт осуществления способов деятельности Второй элемент социокультурного опыта и содержания образо вания — опыт осуществления способов деятельности при освоении школьниками превращается в комплекс умений и навыков по разным учебным дисциплинам. В подавляющем большинстве школьных образовательных практик это, как правило, предметные умения и навыки, перечень которых определен в учебных программах по каждому предмету и ов ладение которыми, наряду со знаниями по предмету, традиционно определяет академическую успешность ученика. Однако объяснить современному ученику, для чего он должен овладевать умением, ко торым никогда в жизни не воспользуется, порой бывает весьма про блематично. Эмпирический срез. Лабораторная работа в одиннадцатом классе по биологии. Ученик, чуть не плача, пытается снять кожицу лука, чтобы сделать микропрепарат. Возмущается: «Я через три месяца поступаю в летное училище. Я никогда в жизни не буду делать микропрепараты, зачем мне сейчас эти мучения!» Чего мы добиваемся, когда учим будущего летчика делать микропре парат, а будущую балерину —решать квадратные уравнения? Очевидно, делая опыты на уроках химии, физики, биологии, решая квадратные уравнения и доказывая теоремы на уроках математики, наши ученики не догадываются, что овладевают умениями и навыками более высокого уровня, которые, безусловно, пригодятся в жизни каждому. Вот почему в современном понимании этот компонент социокуль турного опыта (содержания образования) все больше связывается 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz