Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

правило, эту функцию выполняют такие структурные элементы знания, как концепции, теории, законы и идеи. А в отдельных слу­ чаях —и научные факты (например, доказательства эволюции орга­ нического мира) могут выполнять онтологическую функцию. Как-то молодые учителя-биологи обратились к своему методисту с вопросом: «В журнале “ Биология в школе” напечатано, что тему “Доказательства эволюции” можно на уроке не изучать, а дать ре­ бятам для самостоятельного ознакомления дома. Действительно ли это так?» «Смотря какие цели вы перед собой ставите, — ответил мето­ дист. — Если это подготовка школьников к зачету или экзамену, то действительно можете не тратить время — вопросы этой темы, скорее всего, не войдут ни в тесты, ни в экзаменационные билеты. Но если основная ваша цель при изучении теории эволюции — это формирование научного мировоззрения и развитие критического мышления учащихся, то достижение данной цели без приведения и обсуждения соответствующих доказательств окажется весьма про­ блематичным. Особенно если учесть, что сегодня в классе, может быть, половина детей всерьез интересуется религиозным аспектом происхождения жизни на Земле». Сущность ориентировочной функции знания состоит в том, что некоторые знания могут выступать инструментами практической и познавательной деятельности. Например, знание Периодического закона, как и знание структуры периодической системы химических элементов, позволяет объяснять их свойства, как и свойства их со­ единений, а также предсказывать появление новых. Без знаний не­ которых химических понятий и алгоритмов невозможно решить расчетную задачу. Оценочная функция усвоенных знаний проявляется в том, что они, с одной стороны, помогают учащимся формировать у себя нормы ценностного отношения к действительности, а с другой — развивают познавательный интерес в данной области знания. Эмпирический срез. Десятый класс. Молодая учительница начинает урок об основных положениях теории эволюции Ч. Дарвина с того, что читает письмо, которая написала жена Дарвина своему мужу, когда слу­ чайно обнаружила его научные записи. Будучи женщиной набожной, она просто испугалась и обратилась к мужу с просьбой отказаться от публикации и не гневить Бога! «Но дальше, — рассказывает учительница, — произошло вот что. Дарвин дает согласие жене и на 12 лет приостанавливает работу над ру­ кописью. Представляете, — обращается учительница к ребятам, — мы бы с вами так никогда и не услышали бы слова “дарвинизм” . Ну, разу­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz