Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

и слыхом не слыхивали ни о коллективной мыследеятельности, ни о нейролингвистическом программировании, ни о поисковом под­ ходе, не только давали нам приличные знания, но и будили мысли и чувства, только тогда я понял, что имел в виду этот мудрец. Эта теория многие десятилетия определяла подходы к отбору со­ держания образования, составлению учебных планов, учебных программ и учебников в отечественной советской школе. Она оста­ ется методологическим ориентиром отечественного школьного об­ разования и в настоящее время. В соответствии с ней содержание образования определяется как педагогическая интерпретация социокультурного опыта человечества, который должен быть освоен школьниками в процессе их вхождения в мир природы и мир культуры. Что является источником учебного содержания, с которым учи­ тель входит в класс? Учебная программа, учебник? Правильней будет сказать — тот социальный опыт, та культура, которая стоит за этим учебным содержанием. И сам учитель окажется, возможно, един­ ственным в жизни ученика посредником между ним, учеником, и данной областью культуры. Это ощущение, что ты — единственный профессионал в данной области, с которым, возможно, встретятся твои ученики за всю свою жизнь, за тобой гигантский многовековой культурный опыт челове­ чества, а перед тобой новая генерация, и между ними кроме тебя — никого, если вдуматься, — обжигает! Этот опыт, который человечество накапливает в ходе практики по­ знания окружающей действительности и специальных научных иссле­ дований, потом попадает в научные монографии, дальше —в вузовские учебники и, еще более упрощаясь, становится текстами школьных учеб­ ников. Если школьные учебники пишут профессиональные педагоги (ученые-методисты), то делают они это с пониманием: • общих целей школьного образования; • особенностей предметного содержания с точки зрения не только процесса усвоения знаний, но и воспитания и развития школь­ ников; • возрастных и психологических особенностей школьников, для которых этот учебник предназначен; • содержания предшествующих, будущих и смежных дисциплин учебного плана данного образовательного учреждения, которые осваивал, или еще предстоит осваивать школьнику. Именно в результате такой профессиональной деятельности и происходит педагогическая интерпретация социокультурного опыта в содержание образования, и создается настоящий учебник. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz