Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

При характеристике какого-либо предмета (явления, процесса или события) нужно прежде всего определить класс, элементом кото­ рого является этот предмет, и только позже указать его признаки. Учебный материал следует закреплять различными способами, используя для этой цели как «продольный», так и «поперечный» раз­ резы тем, изученных в школе (глубина и полнота знаний). С учетом характерных особенностей отдельных тем нужно поль­ зоваться дедуктивным или индуктивным методом изложения мате­ риала, не отдавая предпочтения, однако, ни одному из них. В учебном материале, который учащиеся должны изучить, следует выделить принципиальные вопросы (основные понятия, законы, теоремы, принципы, правила и т.п.), а также тщательно проанали­ зировать логические и содержательные связи, существующие между ними. После этого для каждого из выделенных вопросов нужно по­ добрать типичные примеры и предоставить учащимся возможность привести свои. Конечно, в том случае, когда учащиеся приводят при­ меры самостоятельно, преподаватель должен сразу же проверить их, не допуская закрепления возможных ошибок. Каждый новый термин, закон, принцип и т.п. нужно излагать несколько раз в различных контекстах, чтобы учащиеся сумели лучше понять их содержание и прочно ими овладеть. Например, лингвисты установили, что для прочного и операционального овладения сло­ вами или выражениями иностранного языка требуется от 7 до 23 пов­ торений каждого из этих слов или выражений. При изучении других предметов число необходимых повторов, вероятнее всего, окажется другим, но всегда необходимо по крайней мере двух- или трехкратное подкрепление каждого нового понятия, закона, принципа, правила и т.д. Теория содержания образования И.Я. Лернера —В. Краевского Несколько лет назад мне выпала честь беседовать с великим (не будем стесняться и отдадим должное этому человеку) дидактом И.Я. Лернером. Я с жаром рассказывал ему о тогдашнем своем увле­ чении новыми развивающими технологиями обучения. Он скепти­ чески выслушал меня, а потом ворчливо сказал: «Не там ищете. Если бы учителя умели отбирать и реализовывать через урок содержание образования не по двум, как они это делают сейчас, а по четырем компонентам, то ваши проблемы разрешились бы сами собой». Помню, возвращаясь от него, я про себя подумал: «Ворчит, старик, не хочет принимать новое!» И только спустя некоторое время, пере­ читывая его теорию содержания образования и вспоминая своих учителей из маленького провинциального городка, которые 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz